Проблемы изучения быта и традиций русских старожилов Приленья

Проблемы изучения быта и традиций русских старожилов Приленья.

В последние годы не случайно стал усиливаться интерес к изучению русского населения в разных регионах России. Актуальность и необходимость обращения к проблеме подчеркивают многие известные ученые этнологи, которые считают, что в первую очередь внимание специалистов должно быть обращено на исследование русских в России, так как какая-либо продуманная национальная политика в государстве, где русские составляют 82% населения, без изучения русских в регионах и включение "русского фактора" в политические конструкции невозможна.
Русские старожилы в Якутии – составная часть всего русского народа, которая складывалась на протяжении столетий, начиная с XVII в., когда Якутия вошла в состав Российского государства, окончание этого процесса приходится на середину XVIII в. Расселяясь по ее огромной территории, русские вступали в тесные контакты с коренными жителями – юкагирами, эвенами, якутами и др., и за почти четыре столетия сосуществования накопили огромный и разнообразный опыт общения и взаимообогащения. По мнению некоторых исследователей, “именно наличие русской национальной группы определяло в прошлом, определяет и сегодня характер межнациональных отношений среди всех национальностей, проживающих на территории Якутии, в том числе коренных народов”.
Русское старожильческое население Центральной Якутии (Приленья) можно разделить на несколько групп: амгинские и олекминские пашенные крестьяне, потомки ямщиков станций Иркутско-Якутского, Охотского и Аянского трактов и якутские казаки. Каждая из этих групп имеет свои особенности в области материальной и духовной культуры, ментальности. Трехвековой процесс адаптации этой части русского населения Якутии прошел настолько успешно, что, по справедливому замечанию В.Н.Иванова “Вся эта природно и социально адаптированная часть русского населения… по всем объективным показателям вполне соответствует статусу коренного населения республики.” Именно успешность этнокультурной адаптации, вкупе с другими указанными причинами, делает актуальным изучение быта и традиций русского старожильческого населения Якутии. Тем неменее, среди работ по этнографии народов Якутии эта тема остается наименее разработанной.
С начала XVIII в. путешественники, ученые, чиновники, ссыльные проявляли большой интерес к быту, традициям и верованиям населения Якутии, однако их интересовали в первую очередь коренные народы – якуты, эвенки, юкагиры, чукчи. Русское население попадало в поле зрения постольку, поскольку являлось неотъемлемой деталью пейзажа – сопровождавшие экспедиции и путешественников казаки, крестьяне и ямщики, населяющие станции и деревни вдоль Иркутского и Аянского трактов, люди, с которыми пришлось столкнуться лично. Поэтому в путевых заметках и описаниях мы находим лишь отдельные зарисовки того, что произвело на их автора наиболее яркое впечатление. Эти зарисовки могут в определенной степени служить материалом современному исследователю.
В советское время с развитием этнографической науки в Якутии ситуация не изменилась. В книге «Очерки советской историографии Якутии», освещающей деятельность якутских ученых с 1918 по 1967 гг. среди подробного описания работ этнографов этого периода не упомянуто ни одной посвященной быту и традициям русских старожилов края, хотя главным редактором и автором ряда статей в этом коллективном труде был Ф.Г. Сафронов – крупнейший исследователь истории русского населения Северо-востока Азии. В 70-90-е годы изменений в отношении этого направления исследований не произошло. Единственным трудом, посвященным быту и традициям русских старожилов арктической зоны Якутии стала книга А.Г. Чикачева «Русские на Индигирке», изданная в 1991 г., русские же старожилы Приленья так и не попали в поле зрения ученых.
Следует сказать, что вопрос о быте и традициях русских Приленья обходят так же и сибирские исследователи. Даже сборники статей и исследования своим названием претендующие на изучение вопросов этнографии русских всей Сибири[vi] охватывают на самом деле Западную Сибирь и Иркутскую область, иногда включая Приамурье, северо-восточная часть региона, как правило, выпадает из поля зрения авторов. Даже в изданном недавно учебном пособии «Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири» ни слова не говориться о русских в Якутии, хотя именно они могли бы стать ярким примером разнообразия путей адаптации.
Длительное невнимание к изучению культуры русского старожильческого населения Якутии создало для современных исследователей ряд проблем. Во-первых, это отсутствие коллекций предметов быта, повествующих об образе жизни и занятиях русских старожилов Приленья: ни в Национальном музее РС (Я), ни в Музее археологии и этнографии Якутского госуниверситета нет достаточного количества такого материала. Разрозненные предметы и небольшие коллекции предметов, в основном конца XIX – начала XX вв., можно обнаружить в поселковых и школьных музеях. Отсутствуют так же и записи устных рассказов представителей русского старожильческого населения о быте и традициях их предков. Таким образом, современный исследователь оказался лишен какого-либо систематического материала, могущего стать основой для исследований.
Во-вторых, будучи вынужден собирать материал с нуля, исследователь сталкивается с другой проблемой – практическим отсутствием информаторов и низкой сохранностью предметов быта. Исходя из собственного опыта, можем сказать, что какую-либо пригодную для исследований информацию могут сообщить только люди старше 60 лет, которые, благодаря тому, что традиционный образ жизни сохранялся у русских Приленья вплоть до 50-х годов ХХ в., способны поделится воспоминаниями детства и юности. Такие люди как Е.В. Федорова из семьи ямщиков Кытыл-Журинской станции Иркутско-Якутского тракта, А.В Копылов из ямщиков Чекурской станции того же тракта, А.В. Вологдина из семьи олекминских казаков с их живым умом и яркой своеобразной речью становятся просто находкой для исследователя. Однако, по вполне понятным причинам далеко не все люди подходящие по возрасту способны сыграть роль информатора для исследователей. Большой удачей можно считать случаи, когда встречаются сравнительно молодые люди способные из вторых или третьих уст передавать какие-либо сведения о быте и представлениях своих родителей и дедов, такие как потомственный олекминский казак Л.А. Попов, А.Л. Волков потомок амгинских крестьян, М.Е. Сидорова, бабушка которой происходила из семьи ямщиков. Эти люди не только сообщили немало интересных сведений, но и помогают автору в работе.
Согласно рассказам самих старожилов в конце 50-х годов произошел резкий перелом в уровне и образе жизни населения русских деревень Приленья. Новый быт уверенно вторгался в жизнь старожильческих сел и новая заводская мебель казалась красивее дедовской самодельной, а покупные модные платья удобнее и наряднее тех, что носили матери. Одним словом, поскольку старинными вещами никто не интересовался, люди не знали их ценности и вещи, хранившиеся в бабушкиных сундуках, просто выбрасывались, а старая самодельная мебель часто шла на дрова. Так возникла вторая проблема – практически отсутствие материальных свидетельств традиционного быта. В этом смысле определенную помощь оказывают фотографии, сделанные в начале ХХ в. и хранящиеся как в местных музеях, так и в семьях старожилов.
Это проблемы так сказать материального характера, но неизученность быта и традиций самой крупной на сегодняшний день группы русских старожилов в Якутии – приленских крестьян, породила и другую проблему – проблему оценки самобытности их культуры. На свидетельствах дореволюционных авторов, которые часто акцентировали внимание на объякученности русских жителей Приленья, основывается весьма распространенное мнение, что русская культура у крестьян центральной Якутии совершенно растворилась в культуре коренных народов края.
Собранный в экспедициях 2002-2003 годов эмпирический материал показывает, что в настоящее время в традиционной материальной культуре и верованиях русских старожилов Приленья присутствуют элементы культур окружающих их народов, преимущественно коренных обитателей региона – якутов и тунгусов. В ходе адаптации культура русского населения Приленского края не только приобрела новые элементы, но и понесла некоторые потери – были утрачены некоторые виды хозяйственных занятий, ремесла и рукоделий, связанные с ними предметы, представления и традиции. Религиозные представления так же подверглись влиянию иноэтничного окружения и достаточно сильно отличаются от народной религиозности населения основной территории России. В сознании самих старожилов существует двоякое восприятие собственной культуры и обычаев, с одной стороны они воспринимают их как безусловно русские, а с другой – осознают отличие от общерусских.
Как видим, в настоящее время основной проблемой изучения быта и традиций русских старожилов Приленья является практическое отсутствие фактической базы исследований, а потому главной задачей является сбор как материальных так и устных свидетельств для ее создания. Для решения второй проблемы необходимо проводить анализ собранного материала, выявляя общее и особенное в быту и традициях русского старожильческого населения как по сравнению с культурой коренных обитателей края, так и с русскими Сибири и России в целом.

Использованная литература:
 Игнатьева В.Б. Русское население Якутии( по материалам всесоюзных переписей населения)// Национальные отношения в регионах страны: история и современность, Якутск, 1992, ч.1,с..90
 Иванов В.Н. Пересечение исторических судеб: народы, люди., Якутск, 1995, С.69
 Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки, Спб, 1775; Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области, ч.2,Спб, 1836, ч.3, Спб, 1886; Гончаров А.И. Фрегат «Паллада», М.,1951; Богораз В.Г.Русские на реке Колыме // Жизнь, Спб, 1899, т.VI; Зензинов В.М. Старинные люди у холодного океана, М.,1914; Майдель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области, Спб, 1891 и др.
 Очерки советской историографии Якутии под. Ред. Ф.Г. Сафронова, Якутск, 1976
 Чикачев А.Г. Русские на Индигирке, М., 1991
 Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Забайкалье: сб.ст. – Новосибирск, 1971. – Ч.2; Этнография русского крестьянства Сибири. XVII – середина XIX в.: Сб.ст. – М, 1981; Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVII – первая половина XIX в.), Новосибирск, 1975 и др.
 Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири, Москва,  Игнатьева В.Б. Русское население Якутии( по материалам всесоюзных переписей населения)// Национальные отношения в регионах страны: история и современность, Якутск, 1992, ч.1,с..90
 Иванов В.Н. Пересечение исторических судеб: народы, люди., Якутск, 1995, С.69
 Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки, Спб, 1775; Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области, ч.2,Спб, 1836, ч.3, Спб, 1886; Гончаров А.И. Фрегат «Паллада», М.,1951; Богораз В.Г.Русские на реке Колыме // Жизнь, Спб, 1899, т.VI; Зензинов В.М. Старинные люди у холодного океана, М.,1914; Майдель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области, Спб, 1891 и др.
 Очерки советской историографии Якутии под. Ред. Ф.Г. Сафронова, Якутск, 1976
 Чикачев А.Г. Русские на Индигирке, М., 1991
 Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Забайкалье: сб.ст. – Новосибирск, 1971. – Ч.2; Этнография русского крестьянства Сибири. XVII – середина XIX в.: Сб.ст. – М, 1981; Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVII – первая половина XIX в.), Новосибирск, 1975 и др.
 Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири, Москва 2001.
   
 Ученик 8 класса ЕСОШ
Филиппов Алеша.
Руководитель:МакароваГ.С.















Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *