Какая свадьба без «Вечорки»

Какая свадьба без «Вечорки»
Двадцать пять лет! Такой длительный срок немногие выдерживают. А самодеятельному коллективу «вечорка» из села Едей Хангаласского улуса именно столько лет . Организатор ансамбля Антонина Калыткина – Отличник культуры РС(Я), а сейчас Руководитель Марина Петровна Осипова.
 В «Вечорке» и мужчины , и женщины, и молодые , и старики, а состав ее многонациональный: русские, якуты, эвенки. В быту многие сельчане говорят на якутском языке, особенно старики, но песни поют и на русском , и на якутском. Несомненным авторитетом пользуется Елена Егоровна , которая знает огромное количество песен. Когда она поет , то делает рукой движение перед собой параллельно полу , чуть наискось, горит , так легче петь. Поет Елена Егоровна грустные песни , но когда разойдется , удержу нет,
Может, несмотря на возраст , и кадриль сплясать. А кадриль – один из главных танцев едяйцев.
Песни Елены Егоровны – наследие когда-то существовавшего станка Ой-Муран(недалеко от Едяя). Сюда же, в Едей , были привезены жители и другого станка ,что ниже по течению – Ат-Дабан. По традиции , их песни исполнялись иначе – бойко и быстро. Это и воплощает в своем пении Антонина Калыткина.
И раньше в Едее были хорошие певцы и рассказчики , один из них Николай Матвеевич Филиппов . Он служил ямщиком, бывал в разных местах России, знал много песен. Большое влияние на творчество коллктива оказала Варвара Петровна Филиппова, грустную календарную песню которой «Береза» мы с удовольствием записали в свою копилку. Клавдия Филиппова тоже была ямщиком, она – кладезь красивых преданий и песен.
Благодаря этим людям и живут традиции в Едее. Только в нашем селе сохранились некоторые особенности старинного свадебного обряда приленских ямщиков.Если сравнить русскую свадьбу, зафикцированную в начале 20 века Г,В.Ксенофонтовым , и современную, то видно , что многое осталось в том виде , как это когда-то было. Он писал: «Свадьба играется дня три- четыре. Тысяцкой – распорядитель пира. Свахи со стороны невесты и со стороны жениха. Свахи – близкие родственницы, замужние «. Свадьба проходит несколько этапов : сватовство, девичник, свадьба с венчанием. Еще Ксенофонтов отмечал обычай калыма в 50-100 рублей или от двух до пяти литров водки. Венчальный убор готовил жених , к нему полагалась лента в сот аршин. «У девы коса . При выдаче замуж до венца коса распускается свахой, и в таком виде ведут венчать. На свадьбе невеста бывает с распущенными косами. В день свадьбы приглашали «гармонщика», плясали» хоровод и русскую». После венчания пир проводился в доме жениха . родители невесты присутствовали без приглашений . А еще в старину полагалось петь особые песни , например, на девичнике подруги поют прощальные песни .
И сейчас свадьба в Едее проходит в традиционном ключе , проводится от трех дней до недели. Большое значение придается ритуальному блюду «два глухаря»и свадебному хлебу. В домах невесты и жениха готовят глухаря или утку и свадебный хлеб , наряжают цветочками. Эти цветочки , и ленты из косы невесты , раздают девушкам. Как нам показалось , в роли глухарей ныне были перевоплощенные куры, в вместо тысяцкого главную роль играют шаферы – друг и подруга невесты. Сейчас на третий день свадьбы жених и невеста угощают гостей дичью и хлебом.
 На свадьбе возможна веселая кража невесты. Было даже , что проводы невесты из дома родителей в дом жениха сопровождались выстрелами из ружья!
Наиболее популярной песней свадебного обряда приленья является « ой при лужке, при луне» другая песня это-Сокол – батюшка»ли крылья-«А коса –то». Первая песня поется при переносе приданого, вторая – когда съедается ритуальное блюдо, третья – когда передают косу. Интересно, что в песне «Сокол-батюшка» налицо влияние якутского языка: Сундуча-то калачи,
Перинка-то пуховой,
Наволочка-то ситцевой,
Волоса стоят сто рублей,
Открывайте сундучка,
Уж ты стан столбовой,
Стабунара (возможно, с тобой, с нами)
Стабунара красна девица,
Красна девушка
Подойти-ка ко мне
Вы хватайте, хватайте её,
Свети, Надежда Константиновна!
Свадебный обряд и свадебная поэзия Приленья показывают, что русские из данных мест создали свой обряд и его лирическое сопровождение, а ансамбль «Вечорка» бережет и сохраняет традиции своего села.
 
                                 Ольга Чарина. Якутия // 2 марта 2004 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *