Короленко В.Г. и Ат Дабан
|Начинающий литератор В.Г.Короленко, отказавшийся принять присягу на «верность подданству» Александру ІІІ, был выслан 1881г. в Якутию. Долгие месяцы пути по сибирскому тракту «в страну холода и ссылки» , дорожные встречи и впечатления – всё это нашло отражение в дневниках, письмах, воспоминаниях, послуживших источниками сибирских рассказов и очерков.
Народ является основным героем рассказов В.Г.Короленко о ямщиках. В них на фоне ямщицкой среды выступают наиболее яркие ее представители, которых А.И.Малютина называет «тружениками сибирских дорог» . Писатель сблизился с ними во время скитаний и пребывания на почтовых станциях, его интересовала не только история, но и современная жизнь «ямщицких общин» и слагавшиеся там песни, легенды и предания. Ямщицкая тема затронута в произведениях «Ат-Даван», «Последний луч», «Мороз», «Государевы ямщики», «Феодалы». В этой группе рассказов герои или автор обычно находятся в пути, и действие сопровождается аккомпанементом дорожного колокольчика, который звучит то «отчаянно», то «судорожно», то «часто и тревожно» и сливает свою «бесконечную песню» со звоном тайги и ветра.
В рассказах В.Г.Короленко правдиво изображает суровые порядки ямщицких общин: «Если лошадь пала, на ямщика навалят ее работу: он будет грести летом или таскать лодки лямкой. <…> Если работник захворал или умер, – семья тоже вымирает медленной смертью…»). Безземельные ленские ямщики всецело зависели от почтовой гоньбы, а цены на нее устанавливались чиновниками крайне низкие. В этой «гиблой стороне» «корма – дороги». В этом В.Г.Короленко, отправленный из ссылки этапным порядком, убедился лично.
И люди вынуждены жить в таких трудных условиях, которые станционный смотритель Кругликов из рассказа «Ат-Даван» характеризует как места, где нет «ни спокою, ни пищи». Неблагоустроенность дорог, суровый климат, угроза разбойничьх нападений требовали от ямщиков смелости, выносливости и знания природы. Нужно было приспосабливаться к своеобразию сибирского климата, к различным неудобствам: в рассказе «Последний луч» речь идее о «сиротливом Ат-Даване» и Нюйском станке, расположенных на отвесных скалах, где растет лишь «жидкая лиственница». И люди здесь – «бледные, угрюмые, хмурые», «лес, камни и люди, как камни».
Все эти произведения писались в разных условиях и при разных обстоятельствах. Владимир Галактионович наблюдал за жизнью местного населения, интересовался бытом, верованиями и фольклором, в котором увидел прославление свободы и красоту языка; в рассказе«Ат-Даван» представлены образы певцов-якутов.
Примечательно, что сибирские рассказы и очерки получили высокую оценку и признание читающей публики.
Дьаамсык уонна Ат-Дабаан.
99 саастаах Иван Алексеевич Макаров кэпсээниттэн.
1881-1884 сыллардаахха нуучча уһулуччулаах суруйаачыта Владимир Галактионович Короленко кэлэн барыытыгар Иван Алексеевич уон түѳртээх–биэстээх уол эбит. Кини эһэтэ Дмитрий, дьаамсыктар этэллэринэн Митюшка, Короленко кэлэн барыытыгар 64-65 саастаах киһи эбит.В.Г.Короленко кини обраһын Василий Спиридонович Кругликов обраһыгар кѳрдѳрбүт буолуон сѳп, «Ат-Дабаан» диэн бэртээхэй кинигэтигэр.
— Ол суруйааччы кэлэн барбыт кэмигэр, дьаамсыктар тохтуур сирдэригэр почтовай станокка, киниттэн атын киьи суруксутунан үлэлээбит буолуон сатаммат уонна үлэлээ бэтэҕэ чахчы, — диэн билигин Якутскай куоракка олорор 76 саастаах, урукку Ат-Дабаан олохтоого, Иван оҕонньор тастың быраата Егор Николаевич Макаров быһаарар.
Митюшка ѳлбүтүн кэнниттэн Якутскайтан Иван Прокопьевич Сыроватскай диэн киһи ананан үлэлээбит.
— Эһэм маҥнай кэллэҕин утаа сахалыы букатын билбэтэ үһү,- диир Иван Алексеевич. – Кэлээт да, биир-икки сыл буолаат саха дьахтарын кэргэн ылбыт. Сокуон боборунан, сыылкаҕа утаарыллыбыттар кэргэнэ суох кэлэн олохсуйаллара. Онон бу биһиги, Лена бааһынайдара үксүбүт, уопсайынан даҕаны сахаттан тѳрүттээхпит, — диэн бу кырдьаҕас лоп-бааччы сэһэргиир.
Ат-Дабаан ыраахтааҕы кэмигэр олус дьадаҥы, хараҥа олохтоох-дьаһахтаах дьаам эбит.Ол ааспыт ыар олох туһунан билигин Иван Алексеевич 57 саастаах уола Петр Иванович бу курдук ахтар:
— Биһиги, аҕыстаах-сэттэлээх оҕолор, кыһыннары-сайыннары сыбыс-сыгынньах сылдьарбыт. Таҥас диэни олох да билбэт этибит. Дьаам тубус-туруору кыһыл таас хайа уонунан километр тухары тайыыр сиригэр, айан суолуттан, ѳрүстэн да кѳстүбэт миэстэҕэ бүгэн олороро. Ол туруору таас хайа сирэйинэн барбах сыарҕа эрэ батар эмиэ холлороон суоллаахтара. Ити суол дуома биэс-алта ыаллаах дьэ били Ат-Дабааҥҥа тиэрдэрэ. Маннык сиргэ сайын туох аала тохтуоҕай? Оннооҕор бу дьаам ыалларыгар сут дьылларга анаан-минээн ыыппыт биирдии-иккилии буут бурдуктара аал тохтообокко ааһа турара. Дьэ оччоҕо сор-муҥ ыга баттаабыт дьоно, уу-хаар баспыт харахтарынан улуу ѳрүс улаҕаа ѳттүгэр сүтүѳр диэри аалы таас хайаларын үрдүттэн сайыһа кѳрѳн хаалаахтыыллара…
Эрэйдээх киьи ырыаһыт буолар диэн мээнэҕэ эппэттэр. Иван Алексеевич эдэригэр ырыаһыт эбит. Ырыа Дайыыл диэн бииргэ тѳрѳѳбүт быраатыныын, аал иһэрин кѳрдѳллѳр эрэ, хара тыа кылдьыылаах ньыгыл таас хайа үрдүттэн Улуу ѳрүс эҥсилгэннээх долгунун тыаһыныы, киһи дууһатын эймэһитэр дьикти ырыаны тардаллара диэн бу дойду кырдьа5ас олохтоохторо сэһэн-номох оҥостоллор. Ааллаахтар дьэ ол ырыаны истэннэр биэрэккэ тиксэллэрэ уһу.
Бу дьаам олоҕун эрэйэ итинэн эрэ бүппэтэҕэ. Били В.Г.Короленко «Ат-Дабааныгар» ойуулаан кѳрдѳрбүт суостаах-суодаллаах Арабин тойонун курдук уордаах тойоттор ардыгар мѳҕѳн, ардыгар кырбаан ааһаллара.
Кини олоҕо тѳһѳ да эрэйдээҕин иһин, сааһын тухары ѳйдүү-саныы сылдьар кэрэ ѳрүттэрдээх буолар. Оо, Иван оччолорго үс учугэй да аттана сылдьыбыттаах! Улахан тойон иһэр буоллаҕына ол тойон кэлиэн икки хонук иннинэ бакыат тутуурдаах киһи кѳтѳн түһэрэ. Бакыат иһигэр куорсун угуллубут буолара. Оннук дуоспуруннаах тойону түргэнник аһарарга ата олус абырыыра. Иван алта колокуолчуктаах сыарҕа иһэрин иһиттэр эрэ, аттарын үһүѳннэрин бааралыы кѳлүйэрэ уонна суол устун ыыппакка ,тоҥуу хаарынан тэбиннэрэрэ. Оччо5о сыарҕа долгуйбакка, бэйэтэ устан иһэр курдук буолара. Иркутскайтан Якутскайга биир нэдиэлэнэн түһэн иһэр тойон уһуктубакка да ааһара.
Эдэр эрдэҕинээ5и олоҕуттан Иван биир суолу эмиэ олус күндүтүк саныыр. Иван бэртээхэй булчут этэ. Икки хаас кѳтѳн аастаҕына биирдэрин хайаан да түһэрэрэ.
1915 сыл. Ити кэмҥэ сут уонна сэрии тэҥҥэ мэҥэстибиттэрэ. Иван Алексеевич сэриигэ ыҥырыллыбыта уонна 1917 сыллаах олунньутааҕы революция кэнниттэн тѳрѳѳбүт Ат-Дабааныгар эргиллибитэ. Онтон гражданскай сэрии… Сибиир партизаннарын аатырбыт командира Нестор Каландарашивилины Сиинэ дьаамын чиэрэстээн, Батамаайы дьаамыгар тиийэ сирдээбитэ.
Онтон Советскай былаас туругуран, урукку түүн курдук хараҥа олоҕо сырдаан барбыта. 1932 сыллаахха Ат-Дабааҥҥа «Ленин суола» диэн маҥнайгы колхоз тэриллиитигэр биир миинэр атын, биир биэни холбоон, ити колхозка чилиэнинэн киирбитэ.
П.Саввин. «Кыым»,№4 от 5.01.1968г.
Воспоминания.
Историка – краеведа Голокова Степана Константиновича от 08.04.2008г.
Будучи студентом исторического факультета ЯГУ по командировке райкома партии в 1961 году я имел очень интересную содержательную беседу со старожилами деревни Ат – Дабан, потомком основателей этой станции Макаровым Еремеем Ивановичем.Человек он был разговорчивый, словоохотливый, мог поддержать разговор по любой жизненной теме. Он обладал богатым опытом нелегкой ямщицкой жизни, в памяти своей он сохранил многие значительные и даже казалось бы довольно мелкие эпизоды.
Еремей Иванович, конечно не был знаком с произведением русского писателя В.Г. Короленко про Ат – Дабан, но он до мельчайших подробностей умел излагать события давным – давно прошедших времен, услышанных от стариков того времени, но в основном от своего отца Ивана Алексеевича Макарова лично видевшего и отвечавшего на вопросы писателя Короленко. Во время своего рассказа, старик Еремей Иванович несколько раз употребил имя «Арбын – тойон», я сразу вспомнил это имя в рассказе «Ат – Дабан» и его слова про самодура – курьера царской почты Арабина я запомнить надолго. Думаю, что писатель – гуманист абсолютно точно создал в своем произведении собирательный, обобщенный портрет царского чиновника, тщедушного, трусливого ничтожества, получившего власть, хотя и небольшую, но в краю малолюдном, очень отдаленном от развитого центра, среди людей абсолютно темных, бесправных, неграмотных и ставшего для них грозным, беспощадным, самодуром – чиновником. Этот почтовый курьер наводил панический страх и ужас на всех жителей почтовых деревень. Мужики – почтовики, хотя и были формально свободными, но в их генах прочно засели порядки крепостнического права. Вот почему, мой собеседник, уважаемый в деревне Еремей Иванович, до мельчайших подробностей рассказал прошлую жизнь своей деревни, более подробней, чем писатель Короленко.
Еремей Иванович – потомственный ямщик, познавший с юных лет нелегкую долю ямщика, влачившего незавидное существование. Советская власть и наступившие перемены новой жизни немножко раздвинули рамки бесправной, вечно темной и отдаленной от достатка, жизни. При колхозах жизнь в деревнях оживилась, коллективный труд на себя, коллективная собственность на землю, разбудили волю к жизни, желание трудиться. Колхозы изменили вначале жизнь в лучшую сторону. Но война и послевоенные непрерывные перемены в сельскохозяйственной жизни привели к абсолютному развалу уклада жизни деревень. Мой собеседник, Еремей Иванович Макаров, обладал природной мудростью и глубоким умом, и глубоко верил в более лучшее будущее грядущих поколений. Переселение в Едяй он, конечно, принял без радости и восторга, он понимал, что другого выхода нет. Еремей Иванович имеет большое разветвленное и расселившееся во многих улусах республики, многонациональное потомство, которое будет всегда уважать и исполнять вечные заветы своего деде, пра- и пра-пра-прадедушки Еремея Ивановича Макарова, сокращенной «М.Е.Й.», как он расписывался в деловых бумагах, об уважении к людям, о личном достоинстве и чести, о непоколебимости совести.