История школ
|Зональная конференция «История тракта глазами детей»
Экскурс в историю школы
Работа Сердечной КристиныАндреевны,
ученицы 8 класса МБОУ «Едяйская СОШ», 678026 Хангаласский улус, с.Едяй, ул..Короленко 14
телефон 8(41144)28327
Руководитель: Макарова Галина Степановна, главный библиотекарь ,
Едяйская сельская модельная библиотека- музей «Истоки»Хангаласской ЦБС
Телефон: 8(41144)28336
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение———————————————————————3-5стр.
2. Основная часть Судьба наша – школа———————————-5-6
3. Глава 1. Из истории школы————————————————7-9
4. Глава 2. Народное образование на почтовых станциях————9-11
5. Глава 3 Известные и неизвестные факты из истории школы——12-19
Заключение———————————————————————20-21
Использованнная литература———————————————————21
Экскурс в историю школы
Введение
Живя в стране богатой своей историей, мы порой не знаем истории ближайшего окружения. Введение человека в мир родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается судьба – залог осознания человеком себя как личности.
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные люди отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, традиций предков.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Воспитание любви, внимания к близким и родным, формирование навыков поведения в обществе сверстников, многосторонние знания о родном крае, где человек родился – всё это способствует подготовке достойного гражданина своей страны в будущем.
Как большая многоводная река начинается с маленького родника, так и большая Родина начинается с малой.
Малая Родина – место, где человек родился. Для меня малая Родина – это мой дом, это школа, где я учусь, это наш текстильный край, его история, его люди, его прошлое и настоящее.
Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшого села, такого как наше село Едяй, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр.
Я учусь в МБОУ «Едяйская СОШ», история ,которой насчитывает с 1907 года, в этом году наша школа отмечает свой юбилей-110 летний юбилей. Школу по праву можно назвать уникальной, ибо у нее долгая и славная история, связанная с историей малой родины.
Целью исследовательской работы является изучение неизвестных и известных истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Исследовать историю школы по архивным материалам
2. Провести опрос и анкетирование для односельчан.
3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том что, каждый ученик должен знать историю школы, в которой учится.
Тема выбрана мной не случайно. Сегодня многие ученики, родители, жители деревни не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения.
Мне было интересно узнать историю родной школы, и теперь я хочу поведать ее Вам.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется, возрастают требования к профессиональным качествам педагогов.
Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы.
Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, а она — начало сознательной истории личности, а история личности — история страны. Если мы будем изучать, сохранять и преумножать школьные традиции, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и, тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю школы, но и историю своей малой Родины.
Проблема: Неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории школы.
По степени изученности проблемы и в результате проведённого анкетирования установили:
85 % опрошенных учеников абсолютно незнакомыс историей школы;
90 % учащихся хотели бы узнать историю своей школы, несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы:
65 % опрошенных хотят узнать как учились старшие родственники;
50 % учащихся считают, что для них является школа местом , где получают знания
30% — где находят друзей
10% — место, где учатся жить
Наметили методы исследования:
- поисковый – создание накопительной базы
- статистический – отслеживание динамики изменений
- интервьюирование – опрос респондентов
- компьютерная обработка материала
- анкетирование
- анализ, сравнение, обобщение — сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов
Источниками стали
- книги об истории наслегов.;
- сохранившиеся в музее архивные документы, фотографии,
- воспоминания учителей и бывших выпускников;
- воспоминания учителей — ветеранов школы и старожилов села
Научная новизна состоит в том, что: на протяжении последних лет никто не занимался систематизацией данных по истории школы
Достоверность информации обеспечивается тем, что используются различные источники. Сомнительный материал уточнялся в разных видах источников и у очевидцев.
Основное содержание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Судьба наша – школа.
Для каждого человека нет милей и дороже места, где он родился, вырос, где с молоком матери впитал любовь к родной земле. Для многих жителей и выпускников школы таким местом была и будет Едяйская земля.
Жизнь сегодня настолько динамична, что порой просто необходимо остановиться на какое-то мгновение, посмотреть с высоты минувших лет на все, что сделано. Глядя с высоты минувшего столетия на пройденный Едяйской школой путь, особенно остро осознаешь масштабы перемен.110 лет в историческом плане – промежуток времени значительный, большой он и с точки зрения развития, становления школы. Жизнь школы – это, прежде всего, люди, их судьбы, это смена поколений, и 110 лет в этом смысле — срок немалый. Сегодня школа является достойным преемником знаменитых национально—просветительских школ прошлого столетия и солидным конкурентоспособным партнером ныне действующих учебных заведений нашего улуса и республики. Богатая история, ее разнообразные традиции, введение нового в область образования и воспитания характерны для Едяйской средней школы.
Слово «школа» у каждого вызывает особые чувства: у одних всплывают в памяти шумные коридоры школы, где бегали, играли, дразнили друг друга; у других – тишина в классе и спокойный рассказ учителя о неизведанном, незнакомом мире, окружающем нас; у третьих – сияющие глаза ребят на выпускном вечере, где под музыку вручают аттестаты об окончании школы…
Тысячи людей и тысячи воспоминаний о школе.
Да, школа – это особый мир, где растут и воспитываются дети — будущее всего народа, страны.
Едяйская школа отмечает свое 110-летие. За эти годы она прошла большой путь от начальной до средней школы, выпустив в жизнь много своих выпускников, которые успешно трудятся во всех уголках нашей республики.
Испокон веков любая школа живет успехами своих выпускников. Каждый выпускник Едяйской школы – будь то учитель, медик, ученый, инженер, простой труженик села, с трепетным волнением вспоминает свои школьные годы.
Глава1.ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЫ
В нашем наслеге первая школа была открыта в 1907 году в местности Ой-Муран.
Стремление ой-муранцев видеть своих детей грамотными и образованными росло, и тогда крестьяне Ой-Муранского селения во главе сельского старшины Петра Филиппова написали письмо в Иситскую волость с просьбой о ходатайстве господину инспектору училищ Якутской области об открытии сельскохозяйственной школы в их селе. Перед тем, как отправить данное письмо в волость, провели сельский сход, где было решено взять под аренду дом состоятельного крестьянина Филиппова Михаила Михайловича. Данный дом, как видно из архивного документа, был длиною 3,5 сажени, с такой же шириною, с тремя комнатами, семью окнами. Арендовали дом под школу на 3 года.
Переписка об открытии школы шла долго, и настойчивость селян, дала свои плоды. Министерство народного просвещения Якутского округа направило в Ой-Муран исполняющего делами учителя Ой-Муранского училища Лонгина Николаевича Попова. Занятия начались с 24 сентября 1907 года. Учеников было 13, из них 1 девочка и 12 мальчиков.
В разные годы в школе работало много замечательных учителей: Филиппов Дмитрий Алексеевич, Соловьев Василий Георгиевич, Жданова Людмила Михайловна, Федоров Георгий Яковлевич, Якушев Иннокентий Иванович и другие.
Из учителей Ой-Муранского начального училища ныне у нас в селе жил Дмитрий Степанович Ефремов.
По воспоминаниям Дмитрия Степановича вместе с ним в школе работала учительницей Андреева Прасковья Николаевна. Занятия состояли из 4-х уроков. Среди его учеников были Филипповы Петр Григорьевич, Елена Егоровна, Егор Андреевич, Семен Семенович, Парфенова Мария Лаврентьевна и другие.
В 1913 г. открывается Едяйская начальная школа в доме Самсонова Марка Ивановича. Учителем работал Платон Афанасьевич Ущницкий.
В начальной школе в разные годы работали Максимов П.К., Самсонова С.Т., Атласов Н.А., Атласова Т.Г., Иванов Х.Г., Капитонов В.Е., Киров И.В., Платонова А.И., Борисова Л.С., Киров С.А., Кирова М.Е., Шадрин В.Г., Винокурова П.В., Николаев А.Н., Латышева М.М., Бурцева У.И., Корчагина Л.С., Павлова З.А., Шамаева А.Ф., Васильев В.Т., Эверстова А.И., Кангаласова А.П., Калитина В.М., Лотова Н.С., Ефремова В.И., Герасимова У.И., Филиппова А.Н. и другие.
В 1987 году Едяйская школа реорганизована в восьмилетнюю. К деревянному зданию школы по инициативе и усилиями председателя исполкома местного Совета Нюргусова Семена Егоровича и самих жителей села был достроен арболитовый пристрой, построено общежитие для учителей. Директором был назначен Чичахов Николай Иванович.
Прибыло много молодых, энергичных, высококвалифицированных учителей. Учителя стремились дать прочные знания. В целях улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье, а также поднятия успеваемости, были открыты группы продленного дня. Слаженно и четко работали столовая и мастерская. Была организована пионерская дружина, которой руководила старшая пионервожатая Владимирова Л.В.
В 1992 году школа преобразована в среднюю. С 1992 г. по 1993 г. директорами работали Егоров Егор Тимофеевич и Яковлева Зинаида Николаевна.
С сентября 1993 г. директором школы был назначен Михайлов Александр Петрович. Под его руководством многое сделано для улучшения материальной базы школы: достроили спортзал, построили гараж, новое здание столовой, организованы подсобное хозяйство и пришкольный участок.
В эти годы наладилась работа коллектива с родителями. Проводились лекции, беседы, семинары для родителей. Организована туристическая и краеведческая работа среди школьников. Юные туристы под руководством Михайловой Н.А. овладевали туристическими навыками и умениями. Участвовали в районных соревнованиях и занимали призовые места.
В 1999 году школа за высокие показатели производительного труда в школьном предпринимательстве награждена Грамотой улусного управления образования, стала победителем улусного конкурса «Школа юбилейного года».
В 2004 году коллектив школы (директор Михайлов А.А.) награжден Грамотой Министерства образования РС/Я/ за плодотворную работу в системе образования, успехи в воспитании и обучении.
Глава 2.Народное образование на почтовых станциях.
Во всех станциях школ не было, дети оставались неучами. Только в некоторых станциях детей обучали частным порядком на дому приписанные ссыльные. Например, в Бестяхе учил ссыльный Свириденко Афанасий Матвеевич. В Тойон-Ары — Е.Рябинин. В Покровск приезжал из Якутска В.Н. Катин-Ярцев. Он обучал не более 5-1 детей. Катин-Ярцев в 1899 г. был приписан в Якутске, но ему разрешали выезд на периферию. Он сам был членом Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса.
Причисленный из политических ссыльных к Тит-Аринской станции Степан Южаков, кочуя вдоль берегов Лены, обучал детей русских ямщиков с платой за содержание и 2 рубля с каждого ученика.
Помещениями для школ служили жилые избы или юрты. Почти все школы того времени находились в стесненных денежных и жилищных условиях. Учителями, за редким исключением, были малограмотные люди, преимущественно из казаков и священников.
В 1872 году почтосодержатели 20 станций Иркутско-Якутского тракта обратились с ходатайством об открытии школ в станциях, что было разрешено царским правительством только через пять лет.
После долгих мытарств, в результате коллективного требования крестьян ямщицких поселений, была открыта Синская народная школа. Об открытии в Синске школы в архивных документах сказано: «… к донесению старосты Иркутского тракта Михаила Юрьевича якутскому полицейскому управлению от 5 марта 1877 года за №85, и приложен счет по содержанию Синской народной школы, состоящей в обществе крестьян 20-ти станций Якутского округа за 1877-1878 годы, где указывается, что Синская школа открыта в 1877 году, на содержание которой в каждый год назначено по 420 рублей, на содержание учителя 400 рублей собираются ежегодно на нужды школы».
Первым учителем был якутский мещанин Кесарий Сокольников — выпускник Якутского уездного училища. В своем донесении Кесарий Сокольников от 5 февраля 1877 года за №3 на имя инспектора училища Якутской области указывает, что «по прибытии моем во вновь открываемой Синской школе поступило 9 учеников». На приобретение школьного здания крестьяне затратили 400 руб. и по 400 руб. вносили на школьные нужды ежегодно. Расход этот распределялся между всеми двадцатью станциями Якутского округа, и с каждой станции жители при открытии училища обязывались доставлять по одному ученику, но в действительности за все время существования школы в ней обучались один мальчик иноселец и один инородец; все остальные ученики были из числа местных, т.е. синских уроженцев.
К 1883 году их осталось только 5 чел., тогда как раньше число воспитанников колебалось от 10 до 12. В том же году Синское училище закрылось по официальной мотивировке — вследствие крайнего обеднения крестьян, вызванного понижением в те годы плат от казны за содержание почтовой гоньбы и затем передачей этой гоньбы в руки инород- цев-якутов.
В 1888 году Синская школа стала церковно-приходской. К 1888 году в Синской народной школе оставалось 5-6 детей. Учителем был священник Н.Протопопов. Основное внимание обращалось на изучение религиозных предметов, в школе была установлена палочная дисциплина. Заведующим и законоучителем работал Николай Верещагин, учителем Николай Булкин.
В этой церкви у священника Н.Протопопова обучались всего 19 мальчиков.
С 1902 г. церковно-приходская школа помещалась в доме, пожертвованном на школу якутом V Мальжагарского наслега Иваном Николаевичем Шадриным. К этому дому была пристроена кухня из старого школьного здания на средства школы (в 1905 г.). В отчетном году обучались 7 мальчиков и 1 девочка.
В те годы школьное помещение содержал в нормальном рабочем состоянии Лаврентий Кононович Кузьмин за 100 рублей в год.
С 1917 года учителем стал священник Иннокентий Мамин.
Образовательные учреждения в Якутии строились не только при поддержке местных меценатов. В 1891 г. Петербургский тайный советник И.И. Маслов перед смертью завещал 40 тыс. руб. для учреждения сельских училищ «без различия народностей и вероисповедания на всем пространстве Российской империи, но только в таких местах, где больше нуждаются в подобных учебных заведениях». Таким местом оказалась Якутская область. На эти деньги в 1898 г. были построены четыре школы: в Нохтуйском селении Олекминского округа, в Дюпсинской Баягантайского улуса иве. Исит Якутского округа.
Таким образом, в 1898 году в Исите открыта трехклассная церковно-приходская школа. По все вероятности эта школа открылась в частном доме. Из Якутска приехала учитель Анна Васильевна Коновалова. Одним из первых учеников этой школы был Ефим Петрович Федоров, который, прожив 95 лет, умер в марте 1980 года.
Школа плохо отапливалась, было очень холодно, ученики мерзли. Директор Якутского реального училища под №395 в 1900 г. отправил
Якутскому губернатору донесение о больших упущениях с хозяйственной стороны в школе, что были прекращены зимой письменные работы, так как чернила в классе замерзали, ученики сидели в шубках и даже в рукавицах. На это донесение в Иситское волостное правление было отправлено письмо за № 4710 о принятии самых безотлагательных мер.
Для строительства школы нужны были большие расходы. Иситское волостное правление вынесло решение о присоединении учеников Синской церковно-приходской школы. Но такое решение была непосильной крестьянам с. Синска. В 1900 г. в октябре на сельском сходе они «единогласно приговорили: «во-первых, по удаленности расстоянием и по невозможности подать учеников. Во-вторых, имея расходы Синской церковно-приходской школы соединиться в Иситской Масловской школы нам весьма расходно. Так как мы относим повинность на содержании при ней сторожа, доставления для отопления дрова и прочих, а потому и приговорили единогласно в том, что мы не согласны расход этот принять на себя».
Для постройки школы крестьянами с. Исит был заготовлен строевой лес. Голова Иситско- го волостного правления А.Павлов 23 сентября 1902 г. под №670 объявил торг на перевозку 200 шт. бревен старшинам Крестяхского и Журинского селений. К торгам на перевозку дров для постройки здания явились Михаил Григорьевич Емельянов, Афанасий Прокопьевич Добрянцев — крестьяне Журинского селения. Н.Л. Павлов и др. По результатам торга перевозка означенных выше бревен осталась за волостным головой А.А. Павловым.
Якутский мещанин Хаим Абрамов Коган изъявил желание принять на себя постройку здания школы, об этом он написал в своем письме от 26 янв. 1902 г. инспектору народного училища Якутской волости. Таким образом, силами сельчан было построено Иситское-Масловское сельское одноклассное начальное училище для обоего пола. Почетным блюстителем стал Попев Алексей (имя неразборчиво). Учителем — Коновалова Анна Васильевна.
Глава3. Известные и неизвестные факты из истории школы.
Для открытия первоначальной шкалы в Ат-Дабане крестьяне данного селения приговорили: «…просить господина инспектора народных училищ Якутской области об открытии в нашем Ат-Дабанском селении первоначальную, школу с 1-го сентября 1908 г. На нижеследующих условиях: дом под школу на три года уступает бесплатно от казны наш сельский старшина Петр Романов Филиппов, который состоит из 5 комнат достаточно прилично, с тем, чтобы отопление, освящение, школьная мебель и сторож должны быть сооружено при первом открытии каш на казенный счет».
Таким образом, на станции Ат-Дабан церковно-приходская школа была открыта в 1909 году.
В 1912-13 уч. году учительствовал Пылаев Михаил Иванович. Школа просуществовала до I960 г.
В 1907 году церковно-приходская школа открылась в Ой-Муране. Первым учителем был Лонгин Николаевич Попов.
Главным инициатором открытия училища является крестьянин Филиппов Семен Иванович. Он также стал попечителем учебного округа. Об этом свидетельствуют письма МНП и МВД Якутской губернии. Главный инспектор училищ Восточной Сибири от 8 октября 1908 г. под >Р866: «Уведомляю Ваше высокородие, что приказом моим, по званию исп. об. Попечитель учебного округа 2 октября за № 13 крестьянин Семен Иванович Филиппов утвержден согласно избранию в званиях почётных блюстителей приходских училищ Якутской области на 3-летие. Другое письмо из МВД Якутской губернии по области правлении 1- марта 1908 г. за №04472 сообщает о том, что крестьянин Иситской волости Ой-Муранского селения Михаил Филиппов — политически благонадежен».
Летом этого же года открывается Чуранское начальное училище МНП. Об этом рапортует сельский старшина С.Филиппов от 28 июля.«В селении 12 дворов, в котором оказалось 5 учеников обоего пола, а якутов поблизости совсем нету и притом же на соседней станции Иситской на расстоянии от нас 17 верст есть школа».
В 1957 году в связи с ликвидацией Чуранской перевалочной базы Золотопродснаба была перевезена контора и построена под школу в с. Нохорой. Данное здание было разобрано и отправлено в Кытыл-Дьуру. Когда составлялся документ о передаче, то вписали Нохорой, так как староста V Мальжагарского наслега, по всей вероятности, поручил жителям Нохороя разобрать здание конторы и сплавить в Кытыл. Нохорой находился во введении данного наслега.
Как мы узнали из архивных докумументов в 1909 году открыта церковно-приходская школа в Ат-Дабане. Первый учитель – М.И.Пылаев.
В 1892 году через Ат-Дабан проезжал во время своей политической ссылки известный и популярный писатель Короленко. В память об Ат-Дабане им была написана повесть «Ат-Даван». Хотя церковно-приходская школа была открыта примерно в 1909 году, не все могли обучаться в ней. И только после установления Советской власти был открыт «Ликбез». Учителем ликбеза работала Иокиманская (Ехманецкая) Елизавета Васильевна из села Синск. Учителями в Ат-Дабане были в 1930 годах: Кузьмина Ефросинья Константиновна, в 1951 г. – Тосиянова Мария.
В 1930 году уже 35 человек могли свободно читать и писать. По архивным данным в разное время в Ат-Дабане обучалось:
Годы классы
I II III IV всего пионеры
1947-1948
всего 5 8 5 4 22
в т.ч. девочек 1 4 4 3 12
в конце года 5 6 5 4 20
1950-1951
в начале года 3 4 6 6 19
в конце года 3 4 6 5 18
1951-1952
в начале года 3 4 6 3 16
в конце года 3 7 6 3 19
1952-1953 3 1 5 5 14
О состоянии и характеристики начальных школ в V Мальжагарском наслеге показывает отчет начальника училищ за 1913-1914 гг.
№ |
Название наслегов |
Образование учителей |
Количество учеников |
|||
1913 |
1914 |
1913 |
1914 |
|||
мальчиков |
девочек |
|||||
1 |
Батамайское |
Якут, реальное уч-ще |
1 |
1 |
|
|
|
Число учащихся по вероисповеданию |
|
10 |
12 |
|
|
|
Число учащихся по национальностям |
Русских |
8 |
8 |
|
|
Инородцев |
2 |
4 |
|
|
||
2 |
Журинское народное нач. 1 кл. училище |
Учитель имеет диплом |
1 |
1 |
|
|
|
Число учащихся по вероисповеданию |
|
13 |
1 |
9 |
2 |
|
Число учащихся по национальности |
Русских |
13 |
1 |
9 |
2 |
Инородцев |
|
|
|
|
||
|
Врачебно-санитарная часть |
1 фельдшер |
6 хорошо питаются 5 — среди, питание |
7 хорошо питаются 7 — среди.питание |
||
3 |
Крестяхское начальное сельское 1 кл. училище |
1 учитель со спец, подготовкой |
5 |
3 |
5 |
3 |
|
Число учащихся по вероисповеданию |
Русские |
5 |
3 |
5 |
3 |
|
Врачебно-санитарная часть |
1 фельдшер |
|
|
|
|
4 |
Кытыл-Журинское начальное народное училище |
|
1 |
|
|
|
|
11 |
3 |
8 |
3 |
||
|
Число учащ. по национальности |
Русских |
11 |
3 |
8 |
6 |
Инородцев |
8 |
6 |
8 |
6 |
||
|
Врачебно-санитарная часть |
Все 14 учеников питаются хорошо |
||||
5 |
Ой-Муранское нач. народное училище |
|
1 |
|
1 |
|
|
12 |
2 |
6 |
2 |
||
|
Число учащ. по национальности |
Крестьянских |
9 |
2 |
4 |
2 |
Инородцев |
3 |
|
2 |
|
||
6 |
Саныяхтахское 2 кл. училище МНП |
1 — законоучитель и вероучитель 3 учителя со средним нач. образованием |
3 |
|
3 |
|
|
Число учащихся |
|
20 |
5 |
|
|
|
Число учащихся (русских) |
|
22 |
5 |
|
|
Данная таблица свидетельствует, что школы наслега были обеспечены достаточно хорошим уровнем методических пособий и подготовленными учителями. Учащиеся были более-менее обеспечены учебниками, учебными принадлежностями. Врачебно-санитарная часть соответствовала требованиям. Из данной таблицы видно, что 11 детей русских крестьян выбрали Кытыл-Журинскую школу, так как они лучше знали якутский язык.
После победы Октябрьской революции общеобразовательный уровень населения оставался низким. По данным семейного списка 1926- 1927 гг., в V Мальжагарском наслеге грамотно читающих и пишущих на русском и якутском языках было всего 3 человека. Грамотных по русскому языку — 15, по якутскому — 21, «мало по русскому — 11, по якутскому — 1, учеников всего 15».
Ликвидация безграмотности для молодой советской власти становится важнейшей задачей. Уже с середины 20-х годов в наслеге была развёрнута работа по «ликвидации неграмотности и поднятию уровня нацмен (национальных меныниств)». Повсюду открывались клубы, красные уголки и избы-читальни, выпускались стенгазеты. Большой успех у жителей имели создаваемые при клубах драмкружки.
В 1935 г. состоялась 4-я конференция комсомольцев Западно-Кангаласского района. На данной конференции докладчик отметил работу комячейки VI Мальжагарского наслега: «По итогам культурно-массовой работы по району работали 3 клуба, 1- соцкультур, 72 красных уголка. В VI Мальжагаре было проведено среди молодежи 74 лекций, 52 доклада, 82 выразительных чтения. Всего приняли участие 3463 чел. Большую работу среди молодежи провел тов. Ефим Степанович Шадрин и зав. клубом Мордовской. Работали в клубе 3 кружка, где проводили различные игры, концерты, драматические постановки, музыкальные вечера, чтения. В Ньургуну клуб открылся в 1937 году. Заведующим был Р.Р. Сакердонов. А в 1947 г. в деревне Кытыл появился первый клуб. Здание клуба пожертвовал зажиточный человек Е.Г. Мордовской. Клубом заведовал ветеран войны Н.Д. Капитонов».
В организованном культпоходе ликбеза активное участие принимали женщины, например, Мордовская Александра-Элбэрээк, Александрова Елена Самсоновна, Кельцинова и др. В каждом наслеге открывали ликбез. В ликбезах обучали грамоте взрослое население. Большой вклад в обучение населения грамоте внесла Мария Лаврентьевна Соловьева (Добрянцева) из с. Исит, а также Егоров Алексей Егорович, Христофоров Роман Иванович, Максимов Петр Константинович и др.
Но работа ликбеза шла медленно. «Мало читают. Работа ликбеза не проводится, так как люди работают по 16 часов в сутки» — писали в своем отчете агитаторы. На партийном собрании тов. Пономарев дает такое объяснение: «моя жена не посещает ликбез, а учится вместе со своими детьми по букварю, а я занимаюсь по арифметике при помощи учеников 5 группы».
Для выявления малограмотных и безграмотных была составлена ведомость всех слоев населения.
Заключение
В своем исследовании я постаралась показать, насколько интересна история моей любимой школы. Я каждый день любуюсь красотой ее стен, изяществом лестниц, необычным рисунком старинной плитки, колоннами и классами, высота стен в которых 5 метров. Выпускники школы живут в разных городах, странах, но все они связаны прочной нитью школьной дружбы, школой, которая на протяжении не одного века была оплотом тепла, добра и науки. В ней не только учили разным наукам, но и воспитывали доброе отношение к людям, уважение, порядочность. Многие бывшие ученики говорят об этом.
Я думаю, что к ней будут относиться еще с большим уважением и почтением.
В настоящее время в школе обучается 59 учеников, работают 17 педагогов. Школа процветает и прославляет своими достижениями в улусе.
В 2015 году к школе присоедини детский сад, где педагоги работают в тесном сотрудничестве.
Сейчас школа занимается своим обычным делом – воспитанием подрастающего поколения. Уверены, что школа выпустит ещё много выпускников, которые достойно продолжат историю школы. Мы же по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.
История нашей школы полна яркими и значимыми событиями.
В результате своей работы я пришёл к следующим выводам:
1. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.
2. Любовь к своей школе помогает нам вырасти настоящими гражданами, патриотами своей Родины.
Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
Эту работу мне бы хотелось закончить стихотворением:
Теплей человеку в дорогах тяжелых,
В суровых краях от того,
Что где-то на свете
Есть добрая школа,
Есть милая школа его!
Использованная литература
1. Документальные архивные материалы библиотеки- музея «Истоки»
2. Архивный документ: Ф.116.Оп.1.Д.103
3. Архивный материал Ф.288.Оп.1. Дело. 121.
4. Архивный материал. Ф288-и. Оп.1.Д. 476
5. Архивный материал Ф.25.Оп.1. Дело 172 Лист 29
6. Архивный документ: Ф.116.Оп.1.Д.169
7. Мин дойдум –Yөдэйим /Родное село Едяй[хомуйан оӊордо Г.С.Макарова]- Дьокуускай:Кытыл, 2016.-480с.
8. Щадрина Галина Ефимовна. Агдаакы. V Мальжагарский наслег/Г.Е.Щадрина, Ю.Е.Щадрина- Дьячкова;[ред.совет; к.э.н. А.А.Добрянцев(отв.ред), д.и.н.А.А.Борисов(науч. ред.), д.и.н. В.И.Федоров и др.].- Якутск: Адверти, 2016.- 448с.
9. Васильев Н.С. Вехи развития образования в Хангаласском улусе /Н.С.Васильев .- Якутск : Сахаполиграфиздат, 2004.- 176с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Архивный материал
Ф.25.Оп.1.Д.172
Дело 172
Лист 29
Посемейный список учительницы Ой—Муранской единой трудовой школы I ступени
Добрянцева Мария Илларионовна (18)
Елена Евдокимовна (37) (мать)
Назначена учительницей с 1.12.1921 (подпись)
Список составлен для отпуска продуктов
Настоящим списком удостоверяем:
Предсельсовета – Л. Филиппов.
Секретарь: (подпись) А. Филиппов.
18.12.1921
Список учеников
Ой—Муранской единой трудовой школы I ступени
Лист 27
1 |
Филиппова Фекла Федоровна |
1 |
2 |
Филиппова Елизавета Федоровна |
1 |
3 |
Филиппова Акулина Викторовна |
1 |
4 |
Филиппова Наталья Викторовна |
1 |
5 |
Филиппова Анна Викторовна |
1 |
6 |
Филиппов Николай Викторович |
|
7 |
Филиппова Акулина Хирсановна |
|
8 |
Филиппова Наталья Львовна |
|
9 |
Филиппов Дмитрий Львович |
|
10 |
Филиппов Михаил Тимофеевич |
|
11 |
Филиппов Николай Тимофеевич |
|
12 |
Филиппов Василий Дмитриевич |
|
13 |
Филиппов Александр Дмитриевич |
|
14 |
Филиппов Матвей Матвеевич |
|
15 |
Филиппова Фекла Васильевна |
|
16 |
Филиппов Василий Васильевич |
|
17 |
Филиппов Прокопий Петрович |
|
18 |
Филиппова Анна Алексеевна |
|
19 |
Филиппова Варвара Николаевна |
|
20 |
Филиппова Анисья Филипповна |
|
21 |
Филиппова Татьяна Николаевна |
|
22 |
Филиппов Федот Мануилович |
|
23 |
Филиппов Алексей Семенович |
|
24 |
Филиппов Афанасий Михайлович |
|
25 |
Филиппов Дмитрий Михайлович |
|
26 |
Филиппов Семен Семенович |
|
27 |
Филиппова Анисья Ивановна |
|
28 |
Филиппов Николай Дмитриевич |
|
29 |
Филиппов Роман Афанасьевич |
|
30 |
Филиппов Калистрат Афанасьевич |
|
31 |
Филиппова Матрена Алексеевна |
|
32 |
Потехин Артамон Лаврентьевич |
|
Учительница Ой—Муранской станции (Мария Дмитриевна)
Лист 20
Список детей,
желающих обучаться в Ой—Муранском училище в предстоящем учебном году в возрасте от 8 до 13 лет
Родители |
Мальчик/возраст |
Девочка/возраст |
Примечание |
Филиппова Любовь Григорьевна |
1/11 |
2 -:4.13 |
обучались |
Филиппов Семен Николаевич |
1/13 |
1/9 |
1 – обучался, 2 – нет |
Филиппов Михаил Михайлович |
1/13 |
— |
обучался |
Филиппов Иван Петрович |
— |
1/13 |
Не обучалась |
Филиппов Тимофей Фокич |
2/11.13 |
— |
обучались |
Филиппов Николай I Фокич |
— |
1/8 |
Не обучалась |
Филиппов Николай II Фокич |
— |
1/9 |
обучалась |
Филиппов Петр Фокич |
1/8 |
— |
Не обучался |
Филиппов Лев Фокич |
— |
1/11 |
обучалась |
Филиппов Виктор Васильевич |
2/9.11 |
2/8.14 |
обучались |
Филиппов Матвей Федорович |
1/8 |
— |
Не обучался |
Филиппов Василий Петрович |
— |
1/9 |
обучалась |
Филиппов Дмитрий Федорович |
2/10.11 |
— |
1- обучался, 2 – нет |
Филиппов Федор Егорович |
— |
1/8 |
Не обучалась |
Филиппов Семен Петрович |
1/12 |
1/8 |
Мальчик обучался, девочка – нет |
Филиппов Дмитрий Ильич |
1/8 |
— |
нет |
Филиппов Афанасий I Федотович |
1/8 |
— |
нет |
Филиппов Афанасий II Федотович |
1/8 |
— |
нет |
Филиппов Алексей Иванович |
— |
1/8 |
нет |
Филиппов Хирсан Ильич |
— |
1/8 |
нет |
Филиппов Алексей Афанасьевич |
— |
1/11 |
обучалась |
|
15 |
15 |
|
Действительность настоящего списка с подписью и с приложением казенной печати удостоверяю – август 11 дня 1920 г.
с. Ой—Муран
Председатель сельского ревкома Р. Филиппов (подпись)
(печать) секретарь (подпись) А. Филиппов
Лист 6 – 6 (об).
Список детей Ой—Муранского наслега школьного возраста – (1910) г.
1 |
Филиппов Федор Семенович |
13 |
2 |
Филиппов Семен Семенович |
12 |
3 |
Филиппова Прасковья Семеновна |
8 |
4 |
Филиппова Александра Семеновна |
7 |
5 |
Филиппов Алексей Семенович |
13 |
6 |
Филиппов Семен Степанович |
7 |
7 |
Филиппова Ольга Мануиловна |
13 |
8 |
Филиппова Варвара Мануиловна |
12 |
9 |
Филиппов Федот Мануилович |
10 |
10 |
Филиппова Варвара Николаевна |
8 |
11 |
Филиппова Анна Николаевна |
7 |
12 |
Филиппов Афанасий Михайлович |
12 |
13 |
Филиппова Ульяна Михайловна |
9 |
14 |
Филиппова Анна Ивановна |
11 |
15 |
Филиппова Татьяна Николаевна |
8 |
16 |
Филиппов Михаил Тимофеевич |
10 |
17 |
Филиппов Николай Тимофеевич |
8 |
18 |
Филиппова Наталья Львовна |
8 |
19 |
Филиппов Михаил Викторович |
10 |
20 |
Филиппов Дмитрий Викторович |
9 |
21 |
Филиппов Николай Викторович |
8 |
22 |
Филиппова Анна Викторовна |
7 |
23 |
Филиппов Василий Васильевич |
8 |
24 |
Филиппова Фекла Васильевна |
7 |
25 |
Филиппов Матвей Матвеевич |
10 |
26 |
Филиппов Василий Дмитриевич |
8 |
27 |
Филиппов Иван Дмитриевич |
13 |
28 |
Филиппов Алексей Дмитриевич |
7 |
29 |
Филиппова Анна Алексеевна |
10 |
30 |
Филиппов Иван Алексеевич |
9 |
31 |
Филиппов Калистрат Афанасьевич |
9 |
32 |
Филиппов Роман Афанасьевич |
8 |
33 |
Филиппова Анисья Дмитриевна |
8 |
34 |
Филиппов Николай Дмитриевич |
7 |
35 |
Филиппова Настасья Хирсановна |
10 |
36 |
Филиппова Матрена Алексеевна |
10 |
Комиссар Ой—Муранского селения
Николай II Филиппов (подпись) (печать)
Сельский писарь А. Филиппов (подпись) 21 марта 1910 №23
Ой—Муранское