Хранительницы песен старины
| Хранительницы песен старины
Народный ансамбль «Реченька « берет свои истоки , можно сказать , в 18 веке, когда на берегах сибирской реки Лены поселились смотрители почтового яма Якутско- Иркутского тракта. Со временем сюда приезжали все новые поселенцы, землепашцы. Сложилась своя культура , здесь сочетались напевы различных российских волостей. Местные в общении с поселенцами делились тем , что сами знали , и учились в свою очередь у них. Так в песенном репертуаре синчан появились песни Украины, России, Сибири.
Народные песни стали звучать со сцены примерно в 50-е годы , когда отшла боль войны . жизнь наладилась. В поле . дома, при любой деревенской работе и на гулянье люди в песнях выражали печаль и тоску , любовь и надежду. Старинные русские песни разных российских губерний и казачества звучали на вечерках и гуляньях. И вот они ворвались на сцену сельского клуба. Председателем сельского Совета тогда была Зинаида Гаврильевна Шараборина. В селе был создан женсовет . Кроме повседневной работы он организовавал самодеятельные концерты и праздничные дни. На сцену призывали и молодежь , и уже не молодых женщин и мужчин. Взрослые свои репетиции проводили отдельно от молодежи , костюмы себе всегда сами подбирали и шили. Репетициями руководила Зинаида Гаврильевна . всегда на репетиции приходила и Валентина Семеновна Тараненко., наш главный критик. Приходила . садилась в зале и оттуда раздавались ее одобрительные или неодобрительные реплики. Она была самым придирчивым зрителем , от ее глаз ничего не скрывалось и к ее замечаниям прислушивались: она сама хорошо пела . знала много песен.
Как и Зинаида Гаврильевна , она из потомков олекминских ямщиков. В 1953 года к нам присоединилась Надежда Алексеевна Плис. Она была из Таллина, военная медсестра , вышла замуж за синского парня Василия Васильевича Соловьева, получившего назначение в Синский детский дом директором, он и сам принимал участие в концертах , и его братья , все они играли на гармошке. Надежда Алексеевна следила за разделением на голоса . у нее самой был высокий чистый голос. Так отрабатывалась вокальная и сценическая культура. Сольные номера отрабатывала Лида Стрыгина , заведующая клубом . После нее клубом руководил Николай Данилович Макаров . Он и его жена , Варвара Аввакумовна , приехали из Ат-Дабана, они тоже очень любили петь. В музыкантах нужды не было, многие играли на гармониках и баянах.
Выступив на сцене своего клуба , сельские артисты часто отправлялись порадовать соседей из близлежащих деревнях. Ездили на санях . закутавшись в шубы, тулупы, позднее стали ездить на машинах. Хороши были вечера! После концертов водили хороводы , плясали и пели частушки. Синский клуб с 1955 года располагался в здании бывшей церкви , которая стояла на крутом берегу реки Синяя. Каждый советский праздник после доклада сопровождался концертом и танцами, а когда расходились , песни еще долго звучали на улице. Некоторые женщины , зная много песен , не выходили на сцену , но у них учились другие , приглашали их на репетиции, спрашивали их советов. Варвара Ивановна Арбатская , Валентина Семеновна Тараненко, Евдокия Федоровна и Анна Гаврильевна Кузьмины не выходили петь на сцену , но были душой каждой спевки. Многих уже, к великому сожалению нет, но никто из нынешних хористок не забывает ушедших из жизни подруг. С большим желанием выходила на сцену и радовалась каждой репетиции Евдокия Трепалова , старалась не пропускать ни одной репетиции Татьяна Семеновна, ее сестра , она глубоко обижалась , если ей почему-то вовремя не сообщали. А как замечательно отплясывали они кадриль под аккомпанемент Егора Федоровича Филиппова! Мужские партии в танцах , как и сейчас , исполнялись чаще всего женщинами. Надев мужской костюм , Фрося Федорова лихо отплясывала на сцене и была замечательной частушечницей . Илья и Иван Соловьевы , Семен Филиппов , Василий Георгиевич и его сын Валентин Соловьевы – это те немногие мужчины , которых часто видели на сцене. Исполнителями и заводилами из мужчин были немногие. Альбина Николаевна Самсонова вспоминает :» Молодые сильно не присоединялись в наш песенный коллектив. Мы и сами не звали , заходят – придут».
А где-то с 1967 года в деревнях стали справлять праздник «проводы зимы «, вобравший в себя элементы масленицы. В Синске тоже стали праздновать , и заводилой была Вера Никитична Кузьмина . Она долгое время жила в московской области и ей уже были знакомы русские обычаи , ее дополняла Анна Ивановна Унарова , приехавшая с Урала.
Хранительницами песен старины называют участниц хора. Они поют песни, которых в современных песенниках нет. На протяжении столетий на всей русской земле жила и бвла любима песня . Мужчины уходили на наемные работы , в ввоз , в бурлаки , в город. Они знали те же песни , что и женщины .
Поются большой частью протяжные песни , с повторами . Обрядовые песни исполняются сообща. В нашем селе получили широкий резонанс песни Великой Отечественной войны, песни времен первой мировой войны .Они воспринимаются как жизненные песни: «Почему ты ямщик , перестал песни петь , почему не поешь , как бывало «, «Это было давно , лет 15 назад…»
С 1967 года после частых выступлений сформировался коллектив с яркой направленностью на исполнение русских народных песен. С 1976 года ансамбль стали официально приглашать на приветственные церемонии, на различные мероприятия и праздники. В ансамбль вошли молодые. Подобрали себе название , которую несут 25 лет. В «Реченьку» из школьного фольклорного кружка «Ручеек» влились дети и внуки тех, кто начал это благородное дело , дело сохранения песен старины. Такие ценности не должны пропадать.
Все участники ансамбля отличаются трудолюбием , жизнестойкостью, любовью к жизни, умеют переносить , казалось бы непреодолимые трудности. Они с малых лет работали в колхозах, совхозах, у каждой певуньи большая семья.
Долгих лет вам, дорогие песенницы! Несите свой дар людям, передавайте молодым ваше богатство. Пусть оно будет неистощимо , ваше песенное наследие.
Л.Якушева.
Участница ансамбля.