Душа народа в его культуре, а сердце в ее богатстве
| Душа народа в его культуре, а сердце в ее богатстве
Быт русских ямщиков
С самого начала у якутов и русских ямщиков сложились нормальные взаимоотношения. Якуты считали , переселенцы избавили их от тяжкого труда по прогону почты, поэтому уважали ихи старались всемерно помогать им. Якуты учили их жить в таежных условиях : как заготавливать зимой дрова, как одеваться, шить меховую одежду и обувь, как добывать зверя. А русские ямщики в свою очередь постепенно прививали местному населению русскую культуру, учили навыкам земледелия.
Но в первое время существовала большая помеха в понимании друг друга- это незнание языков с обеих сторон. Тут в помощь пришли писари почтовых станций, которые переводили и учили их языкам. Русские крестьяне быстрее овладели якутским языком , чем якуты русским. И в течении двух веков ямщики так хорошо научились говорить по- якутски , что в конце концов подзабыли исконный язык и стали говорить на особом , смешанном русско- якутском диалекте. В конце 19 века писатель , путешественник Гончаров писал про государевых ямщиков так: «по крови русские, а поязыку якуты».
Будни «государевых ямщиков « были таковы : на каждой почтовой станции содержали , по договору с казной , по 5 лошадей . которые должны были находиться денно и ножно наготове, и при них два человека. В неделю через станции проходило до двадцати пар упряжек: дважды из Якутска и не менее двух раз из Иркутска, причем каждый раз от трех до пяти пар . Порядки строгие : лошадям всегда быть в теле , для почтальона и приписанных к почте подается повозка , для груза- крытые наглухо кошмой или брезентом сани. На подачу лошадей и прием почты отводилось полчаса, скорость езды – не менее десяти верст в час.
Пассажир – заседатель, чиновник, купец или кто другой, едущий по своим делам – должен платить за прогон два рубля 14 копеек, что идет в карман ямщику.
На дугах обязательно вешают большой колоколей, который позвякивает резко и солидно , два маленьких по бокам колокольца звенят весело и легко, и два крайних самых маленьких тренькают переливчито без конца. Зиняяя дорога проложена по гладкому льду . на протяжении всего пути расставлены через каждые пятьдесят шагов вехи из елок. Так , бедный ямщик в течение четырех месяцев зимы . днем и ночью бывает в пути. Только к весне становилось легче. Летом почту возили из Якутска до тойон-Арыына телеге , дальше дороги не было , поэтому ее перекладывали на лодки.
На Лене в 1856 году начали ходить буксирные пароходы. Но только в 1882 году перевозку почты в летнее время переложили на пароходство. Тогда почто- пассажирские пароходы принимали и сдавали почту на почто- телеграфных пунктах в Исити, Синске, Тит-Ары, Булгуняхтате и Покровске. Это намного облегчило работу почтовых ямщиков , они теперь имели возможность свободно заниматься своими хозяйственными делами. При остановках пароходов женщины продавали молоко, яички . ягоды , рыбу, словом, кто что имел. Мужики заготовляли по договору для пароходов дрова на пунктах Бестях, Тит-Ары, Ой-Муран, Крестях и Чуру.
Вто время деревни и села почтовых станций строились только в одну улицу и то только с одной ее стороны, ввиду оганиченности строительных площадок. Строили исходя из своих возможностей: кто избушку, кто дом пятистенный. И обязательно с крышей. Амбары строили по – разному: кто отдельно от дома , кто под одной крышей. Скотопомещения – хотоны- строились по якутскому типу. , чтобы было в нем тепло и сухо. Каждый двор имел свою «черную» баню. Печки в ней клали из круглых , крупных камней, но труб не было – когда топили , открывали двери настежь. Более предприимчивые хозяива строили конные мельницы , где мололи зерно. Таких мельниц на станциях было 2-3. Усадьба крестьянина – ямщика , бывало , огорожена заплотом или простой городьбой.
Из почтовых станций село Покровское было обосновано в 1682 году. В 1720 году здесь впервые построили деревянную кубовую церковь , при которой организовали монатырь. Были построены одна келья для монахов , хлебные амбары , скотный двор , несколько домов русских жителей и четыре юрты новокрещенных якутов. Основными занятиями в хозяйстве монастыря считались скотоводство, незначительное хлебопашство и рыболовство.
В 1734 году церковь сгорела. В 1770-1780 годах около монастыря стоял терем боярского сына прапорщика Данилова, который занимался распространением земледельческого опыта. Новая церковь близ озерка была сооружена 1 1787 году , освятили ее во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1820 году монастырь упразднили , земельные угодья отшли в казну .
Через год завершилось строительство деревянной двухэтажной церкви уникальной архитектуры, Она стояла рядом со старой церковью . В 1870 году в Покровске построели еще каменную церковь. Таким образом на пяточке стояли три церкви.
В начале 19 века деревянная церковь была построена в Синске, ее освятили Воскресенской.
Но она в 1911 году сгорела, на ее месте через три года возвели новую деревянную церковь улучшенной архитектуры. В 1899 году в Булгуняхтате построили деревянную церковь , освятили Мелитиевской. И освященная Петропавловская церковь появилась в 1911 году в Тит-Ары. Все эти церкви были построены в четырех почтовых станциях . раньше поселение , имеющее церковь , называлось селом, а без нее – деревней.
Н.Гордеев.