Читающие дети
| Программа «Читающие дети»
Основные разделы:
- Книжный поток (обеспечение книжным фондом – учебниками )
- Диалог « Найди себя » (социальная, профориентационная, психологическая служба) уроки доброты для начальных классов.
- По ступенькам чтения ( Культура чтения. Библиотечно – библиографические знания).
- Друзья моей души ( Творческий рост. Художественное чтение . Внеклассное чтение )
Цель:
Помочь юным читателям найти «свою» книгу.
Задачи:
- Воспитание у детей интерес к книге и чтению.
- Развитию читательской культуры, продвижению читателя от информационного уровня к уровню целостного восприятия литературного произведения и др.
- Активизация творческой и читательской активности школьников.
- Налаживание тесной связи библиотеки со школой, родителями и другими общественными организациями.
Руководители проекта:
Макарова Г.С.- руководитель духовного информационного центра «Истоки». Отличник культуры СССР.
Филиппова Анна Алексеевна – школьный библиотекарь
1.Книжный поток (обеспечение книжным фондом, учебниками )
Обеспечение книжным фондом проводится через эти структуры:
а) УНО.
б) Отдел комплектования и обработки улусной библиотеки.
в) Резервный фонд улусной и республиканских библиотек.
г) Обменный фонд, единый фонд ЦБС.
д) В дар от благодарных читателей.
ж) Подписные издания.
- Информационная, справочная работа
- Ведение тетради учета запроса читателей
- Прием произведений печати и книжной продукции в дар от благодарных читателей и спонсоров.
- Отбор литературы из обменного фонда по запросам читателей для удовлетворения читательских потребностей
- Оформление подписки за счет средств УНО и отдела комплектования ЦБС (желательно из расчета запросов читателя)
- Установление определенной платы за покупку учебной литературы по договору и пользование библиотечным фондом:
- Сохранение фонда.
Проведение дней возвращенной книги.
Проверка состояния учебников. Акция «Живи книга».
Неделя «Моя библиотека». Проведение библиотечных уроков согласно программы проведения уроков ББЗ.
2. Найти себя (социальная, психологическая и профориентационная служба.)
Совместная работа со школьным психологом и социальным педагогом.
Цель:
- Формирование само развивающийся личности,
Задачи:
- Формирование мотивации самоопределения .
- Ознакомление с понятиями самоопределения, самореализация, профессия, жизненный выбор.
- Формирование понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека.
- Помощь подростку в определении своих сил и способностей в профориентационном самоопределении.
- Обучение постановки цели своего развития.
- Составление индивидуальной программы самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности.
Подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
— Каждый человек уникален.
— Человек открыт миру, переживание человеком мира является главной психологической реальностью.
— Каждый человек наделен потенциалом к непрерывному развитию всех возможностей, способностей.
— Каждый человек свободен, поступает в соответствии со смыслом и ценностями, которыми он руководствует в своем выборе.
— В каждом человеке заложено стремление к полной реализации.
1 ступень – Самопознание.
- Диагностика и самодиагностика школьника в сфере способностей, увлечений, состояния здоровья, воспитанности, духовности.
- Само характеристика, как само исследование, преодоление поверхностного знания о себе, генеалогическое древо.
- Самоанализ работы над собой в истекшем году.
2 ступень – Самовоспитание
- Нравственное самосовершенствование. Работа человека над собой, индивидуальная программа самовоспитания на год.
3 ступень – Самоутверждение
Самоутверждение в негативной сфере. Конфликт личности с окружающей средой. Психология конфликта: виды способы разрешения.
А) Самоопределение
Желания, мечты, выбор борьбы, труд, меры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость. Выбор и обязанность.
Б) Профессиональное самоопределение.
Мир профессий:
- Области деятельности профессий, специальности.
- Требования профессии к человеку.
- Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности.
- Основания для выбора профессии.
- Профессиональные интересы и склонности.
- Роль самовоспитания в выборе профессии.
- Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии.
В) Личное самоопределение
- Потребность в любви от секса до платонических вершин. Психология любви и дружбы. Выбор партнера: случайность и расчет. Дружба. Выбор друзей.
Г) Мир духовности
- Отношение к ценностям быта: богатство и бедность, свобода и рабство, коллектив и одиночество.
Д) Мир досуговых занятий
Использование свободного времени. Выбор досуговых занятий. Хобби.
Примерные практические мероприятия и занятия.
- тесты и опросы, анкетирование
- тренинг внутренней мотивации самоопределения
- сочинения « Моя будущая профессия », « Я через 10 лет »,
- обоснование выборной профессии ( круглые столы, рефераты, защита, ток—шоу »Как стать студентом».
- знакомство с массовыми профессиями (Встреча со студентами, День учителя и тематические вечера, и экономическая игра «Бизнес-старт».
- ток-шоу, устные журналы, уроки — обсуждения на социальные темы дня
- диспуты на нравственные, эстетические темы
- психологические мини — уроки
- индивидуальная работа с детьми
- уроки доброты для младших школьников
- заочная психологическая служба помощи подросткам
- взаимосвязь с другими организациями ( клуб, больница, администрация, родкомитет, женсовет.)
Воспитание воспитанности.
Уроки доброты для младших школьников.(1-5 кл.)
Программа занятий по основным разделам:
1. Этика общения.
- доброе слово ,что ясный день
- ежели вы вежливы
- да здравствует мыло душистое
- когда идешь по улице
- узнай себя
- нам счастье не сулит чья-то обида
- подарок коллективу
2. Этикет
- простые правила этикета
- повседневный этикет
- веселые правила хорошего тона
- путешествие в страну этикета
- просим к столу
3. Этика отношений к окружающему
- путешествие в волшебную сказку
- я могу быть волшебником
- маленькое дело, лучше большого дела
- любимый уголок родной отчизны
- у каждого народа свои герои
- я люблю свою маму
- люби все живое
4. Этика отношений в коллективе
- есть радость на всех одна
- мой класс – друзья
- себялюб никому не люб
- поиграем и подумаем
- о дружбе мальчиков и девочек
- путешествие в мир мудрых мыслей
- доброте, что солнце.
3 Раздел – По ступенькам к чтению (культура чтения, библиотечно-библиографические знания )
Учеба по программе « ББЗ – школьникам »
- Приобщить детей к чтению, рассказать о роли книги в жизни общества и формирование великих людей, о бережном отношении к книге.
- Познакомить детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками.
- Знакомство с элементами книги. Показать детям, какую службу несут все эти структурные части.
- Развивать интерес к чтению. Научить » правильно « читать газеты и журналы.
- Знакомство с крупнейшими библиотеками страны, республики. Правила библиотеки. Запись в библиотеку. Отделы библиотеки ( абонемент, читальный зал и другие отделы.)
- Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой.
- Организация в библиотеке. Экскурсия.
- Расширить знания школьников о словарях, справочниках, энциклопедиях. Научить работать с ними. Энциклопедии. Словари. Справочники. Работа со справочными изданиями. Практическая работа.
- Познакомить ребят с каталогами, научить ими пользоваться. Название библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиографическое описание документа. Практическая работа. Самостоятельная работа с каталогом.
- Научить детей ориентироваться в потоке информации, познакомить с различными видами библиографических пособий.
- Научить детей работать с книгой. Организация рабочего места. Запись о прочитанном . Дневник чтения. Отзыв о книге.
4. Друзья моей души (Творческий рост. Художественное чтение. Внеклассное чтение)
Творческая и совместная работа духовного информационного центра «ИСТОКИ» и школьной библиотеки ЕСОШ.
- Создание творческой команды ( взаимосвязь с другими организациями, методобъединением русского языка и литературы, учителями предметниками, НОУ «Урдэл», КЦ « Вечерка », детская организация и т.д.)
- Регулярное ознакомление с потоком нужной информации учителей и школьников (дни информации, обзоры, список новой литературы)
- Расширение кругозора, формирование у школьников самостоятельному добыванию знаний, что является подготовкой к полноценному восприятию текста, формированию и развитию мотивации литературного образования в целом, т.е. воспитание развития, формирование самого себя с помощью литературы (психологическая , социальная служба, библиотечные уроки)
- Раннее раскрытие интересов и склонностей к научно- поисковой деятельности.
- Пропаганда достижений науки, техники, литературы и искусства.
- Углубление и расширение интеллектуального кругозора, культуры общения в школе, в семье, на улице и общественных местах.
- Проведение интеллектуальных игр для духовного умственного развития школьников.
- Предоставление возможности каждому ученику участвовать в проводимых мероприятиях.
- Разработка и проведение мероприятий по экологическому воспитанию и ЗОЖ.
- Поддержание постоянной связи с учителями и классными руководителями по 100% охвату учащихся библиотекой и систематическому чтению.
- Развитие потребностей у школьника к чтению ( внеклассное чтение ), изучение интересов ( ведение тетради учета запросов читателей, картотеки групповой и индивидуальной информации.)
Проводимые мероприятия:
- Анализ формуляров
- Защита читательского формуляра
- Дни возвращенной книги
- Неделя детской книги
- Акция: Живи библиотека , Я и моя библиотека.
- Книжная ярмарка
Конкурсы:
- «Лучший читатель: Учитель. Ученик. Класс.»
- «Мы – читающая семья»- 3 класс
- «Ступеньки творчества» — 2 класс
- «Оло5ум ыллыга»-1 класс
- Летнее чтение
Мероприятия с родителями:
- «Маленькие тайны большой семьи»
- Родительские чтения
- Большая перемена
- «Мы – читающая семья»- 3 класс
Традиционные мероприятия:
- Моя любимая игрушка
- «С последним звонком!»
- «Бизнес — старт»- экономическая игра для уч-ся 10, 11 классов
- Улусная НПК»Ямщицкие чтения»
- Читательские конференции
- Интеллектуальные игры
- Книжная ярмарка
- Большая перемена
- Моя любимая игрушка
- Посвящение в читатели
- Карнавал книжных героев и т.д.
Клубы по интересам:
1. Фольклорный кружок «Родничок» — 2-4 классы
2. Музейная группа «Юный краевед».- 7-11 классы
3. Школа маленького читателя- 1- 4 классы.
4. Интернет – кафе 8-11 классы
5. Клуб «Твое здоровье» — 6 класс