С семьей и для семьи
|
В 2008 году мы разработали новый проект «С семьей и для семьи».
Способствовать приобщению семей к миру книги, пробуждения интереса детей и родителей к совместному чтению, развитию межличностного общения и досуга детей и родителей путем укрепления традиций семейного чтения.
Задачи:
- Воспитание духовно- нравственного и творческого человека;
- Приобщение семьи к чтению;
- Просвещение семьи как начальных руководителей детского чтения . возрождение традиций семейного чтения;
- Оказание семье информационно-правовой помощи, социально-психологической помощи семьям;
- Изучение читательской ситуации в семьях;
Ожидаемые результаты:
- наладить издательскую деятельность (рекомендательные списки, буклеты, пособии и газету « Семейное чтиво» ;
- создание банка данных о семьях;
- освещать опыт работы на улусных семинарах и СМИ.
Объяснительная записка:
Хорошо известна незаменимая роль семьи в процессе приобщения ребенка к чтению, посредством которого он получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление и личность в целом.
Воспитать в ребенке потребность в чтении, научить его читать творчески – значит дать ему умение черпать в книге знания и духовные силы.
Между тем давно известно, что чтение ребенка – это в значительной степени отражение общей «книжной» ситуации в доме, результат воспитательной деятельности родителей, показатель уровня и их собственной культуры, в частности педагогической. Как, в какой степени развиваются читательские способности детей, сформированы ли у них стабильные читательские привычки, способны ли дети использовать книгу для решения собственных проблем, каковы мотивы их чтения – все это во многом зависит от культуры чтения родителей и «стимулирования чтения» с их стороны. В настоящее время общественное мнение все больше склоняется к признанию решающей роли родителей как посредников между книгой и ребенком, между своим чадом и библиотекой. Какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум и мысли детей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.
И здесь важно определить роль и возможности библиотеки: а чем мы, ее сотрудники, можем помочь родителям? Думаю, что в первую очередь – ненавязчивым квалифицированным советом, умной подсказкой, приглашением к сотрудничеству.
Стараемся доводить до молодых мам и пап простую, но не всеми осознанную истину: чтобы чтение вошло в духовную жизнь вашего ребенка, необходима предварительная эмоционально – эстетическая подготовка: прежде чем малыш самостоятельно прочитает свою первую книжку, он должен слышать чтение родного человека: матери, отца, бабушки… Если родители сами читают в свободное время, если у них много книг, в том числе и детских, а в семье создана благоприятная вокруг них атмосфера заинтересованности и неравнодушия, то вероятность того, что ребенок также будет читателем, гораздо выше.
Зачем ребенку нужно читать, какие книги сделают малыша чуть лучше, чуть взрослее? – за ответами на эти вопросы мамы и папы обращаются в библиотеку и, разумеется, получают их.
В своих консультациях подчеркиваем: чем раньше начнется приобщение ребенка к чтению, тем успешнее будет развиваться малыш. Ссылаемся на авторитетное мнение специалистов, выдающихся педагогов и писателей, считающих, что период младенчества – весьма благодатный для воспитания любви к книге, чтению. К.И. Чуковский считал, что время, когда ребенок еще не говорит, но уже многое понимает, — едва ли не самое важное в овладении речью. Малыш лучше развивается, если над колыбелью читают книги, усваивает наибольшее количество информации без особых усилий с 2 – 3 месяцев до 5 – 6 лет.
Конечно, работа библиотек с такими детьми может вестись только через их матерей. Важно, чтобы семья и библиотекари были единомышленниками и партнерами в деле раннего приобщения ребенка к книге, в его творческом читательском развитии.
В частности, наша библиотека ведет большую работу с семьями своего села. Здесь наработаны интересные формы проведения семейных праздников, дней совместного отдыха родителей с детьми, конкурсов и развивающих игр, которые проводятся в стенах библиотеки.
Не останавливаясь на достигнутом, мы находимся в постоянном творческом поиске и регулярно предлагаем родителям новые задумки.
Наше село Едяй небольшое , имеет население всего 392 человек,138 семей, 72 пенсионера, 65 -молодежи до 35 лет, детей до 18 лет – 116. От центра расположены в
Специфической категорией пользователей ( читателей) нашей библиотеки являются семьи наслега: молодые семьи, семьи с детьми – дошкольниками, школьниками. подростками, взрослые члены семьи и т.д. Работа с семьей является одним из приоритетных направлений работы библиотеки .
С 1993 года мы работаем по семейному формуляру. Анализ нашей работы показал, что за последние годы достигнуты определенные успехи в информационно- библиографическом обслуживании читателей по вопросам семьи, брака, воспитании детей, организации семейного досуга и семейного чтения. Налажены творческие контакты с общественными организациями и учреждениями села как женсовет, родительский комитет, детская организация, школа. клуб и наслежная администрация. Создается банк данных о семьях.
Многие мероприятия стали традиционными мероприятиями библиотеки и села как тематический вечер «Маленькие тайны большой семьи», «Родительский дом – начала начал», конкурс «Мы – читающая семья», конкурс «Мамы и дочки», «Моя любимая игрушка», декады семьи, вечера – портреты семьи, обсуждения и устные журналы по вопросам семьи, посиделки для ветеранов, конкурс «Молодая семья», кустовой фольклорный детский конкурс «Серебряные колокольчики», улусная НПК «Ямщицкие чтения», экономическая игра «Бизнес – старт», акция « Читать престижно», «Живи книга», неделя детской книги с различными мероприятиями, книжная ярмарка, конкурсы лучших читателей среди ветеранов, классов, детей, руководителей детского чтения, праздник семьи «Моя семья – моя радость», тематический вечер «Большая перемена», »В семье единой», «Мы гордимся вами,ветераны», «Мы-Филипповы», вечер –портрет отличника культуры РС(Я) Калыткиной А.И. – «Всегда вместе с вами» беседы, дни информации, книжные выставки с открытым просмотром книг по темам:
- Семейное гнездышко
- Книга в вашей семье
- Учимся читать с пеленок
- Читаем вместе
- Мир моей семьи
- Женский лик
- Для вас, женщины
- Прежде всего мы – родители
Выпущены информационные листки: научить ребенка любить книги, читаем всей семьей, и интересно прошел открытый просмотр выставки » Огородная фантазия «с продажей семян, с обсуждением.
В этом году с годом семьи провели в селе декаду семьи и конференцию «Все начинается с семьи».
Проводится с 2002 года родительские чтения на различные темы воспитания детей , как например:
- Детское здоровье и спорт.
- Роль книг в воспитании детей.
- Ыал- а5атынан
- Трудовое воспитание
- Традиции семьи.
- Роль семьи в формировании школьных успехов у ребенка.
- Воспитание нравственных качеств.
С этого года родители начали на родительских чтениях проводить защиту проектов, с интересными проектами выступили:
1. Макарова Яна Федоровна «Радужный мост»
2. Филиппова Татьяна Дмитриевна — «Нравственное воспитание ребенка в семье»
3. Скрябина Галина Петровна — «Методы воспитания»
4. Герасимов Валерий Никитич — «Луна и лунные ритмы»
5. Латышева Наталья Васильевна — «Семья – истинная колыбель семьи»
6. Макарова Галина Степановна — «Семейное чтение и общение» .
На этом мероприятии присутствовала делегация родителей из с.Исить.
В дальнейшем библиотека планирует освоению и поддержки новых форм и методов библиотечной работы, проведение различных семейных досуговых мероприятий как семейные праздники и вечера отдыха и т.д. осуществления социальной поддержки семьи. развитию информационной правовой поддержки семьи, развитию семейного чтения .