Писаницы на территории
| Писаницы на территории IV Мальжагарского наслега
Наше село расположено на скалистой горе. Эти скалы тянутся невысокой стеной вдоль реки Лена. На них в ряде мест имеются следы стертых и выветрившихся изображений. Писаницы встречаются в местностях около села Едяй, Ат – Дабан, Ой – Муран и речки Бачык. Здесь распространен один вид писаниц, выполненных краской, техникой росписи.
Около села Едяй на отвесной скале есть древние рисунки:
Рисунок 1. Горизонтальный ряд вертикальных полосок в количестве 9 (девять число священное!), их наносили, по – видимому указательным пальцем, размазывая краску тонким слоем, то накладывая ее гуще, то совсем легкими прозрачными слоями.
Рисунок 2. Две антропоморфные фигуры, расположенные рядом. На головах у них по три выступа – рога. Туловище правой фигуры в виде овала с вертикальной полосой посередине. Контур туловища левой фигуры не замкнут. Выполнены они грязно – малиновой краской.
Рисунок 3. Две фигуры животных. Сохранность краски хорошая, но сзади у большого животного отбит кусок скалы еще в древности, так как плоскость излома сильно выветрилась.
Рисунок 4. Лось голова его массивная, опущена вниз. На ней торчат развилки рогов. Ног – две. Тело животного грузное. Рисунок малинового цвета, затерт небрежно тонким прерывистым слоем краски.
Выше местности Ой – Муран на 3 – 4км, на левом берегу Лены, в 1,5 – 2 км ниже речки Мухатты, на высоте 40 – 35м от уровня Лены, в обнажениях коренного берега выступает горизонтальная скалистая полоса плотного известняка, живописно расчлененного вертикальными трещинами в середине ее, на высоте 1м от пола, находится группа рисунков, выполненных красной краской.
Рисунок 1. Слева четыре пятна, расположенных косой полоской. Выполнены светло красной краской, яркой и чистой по тону. Два из них сохранились отчетливо. Это почти дактилоскопические отпечатки пальцев. Выше прослеживаются следы рисунка. Далее слева направо следует группа изображений, тематически связанных, видимо, в определенную композицию. Первая слева фигура – человек с рожками в виде тройной развилки на голове. Туловище у него дано треугольником, вдоль которого посередине вертикально проходит полоска краски. Полоса эта изображает и голову и, кроме того, означает признак мужского пола. Ноги короткие, расставлены в стороны. Характерная деталь этой фигуры, кроме развилки на голове, — короткие вертикальные выступы на плечах. Рук нет. Правее находится вторая антропоморфная фигура, от которой уцелела только верхняя половина. У нее такое же треугольное туловище с продольной полосой посредине. На голове рожки. Рук тоже нет. Третья фигура крупнее других в два раза. Туловище ее также треугольное, разделенное по вертикали полосой. На голове рожки. Ноги расставлены в стороны, между ними признак мужского пола. Рука изображена одна, справа. В ней лук, направленный в сторону соседней фигуры лося. Лук выполнен густой по тону, свежей малиново-красной краской. Линии четки, уверенные. Мазки нанесены пальцами, сверху вниз. Рядом расплылось светло – красное пятно.
Рисунок 2. Последняя справа фигура в этой композиции – лось. Он малинового цвета. Идет как бы вниз по реке. Фигура очерчена контурной полосой краски. Туловище у лося овальное, на спине слабо выраженный горб. Голова крупная, с характерным расширением морды на конце. Под шеей видна кисть, на голове рога – развилкой. Ноги лося длинные, тонкие, изогнутые, заканчиваются «ступнями», как у человека. Так изображены копыта. Первоначально была сделана только одна пара ног малинового цвета. Позднее пририсовали еще две ноги, уже светло – красного цвета.
Рисунок 3. Крупная контурная фигура лося, идущего как бы вверх по реке. Сохранилась не полностью. У лося выпуклое брюхо, короткие ноги. На голове рожки или уши, под шеей традиционная кисть. Фигура лося пострадала от выветривания, и кроме того, кем – то недавно выбиты куски скалы с росписью.
Речка Бачык в 4км ниже Ой – Мурана. Она протекает в ущелье. В устье ее, особенно слева, высятся скалистые обрывы. Скалистая стена высотой около 25 – 30м сложена мелкослоистым известняком. Известняк серый, но в нем видны красноватые прослойки белого кальцита. Сразу за левым мысом речки скалы идут в два яруса. Верхний ярус с характерными навесами и ступенчатыми выломами. На одном таком выступе находится писаницы. Рисунки делятся на две группы. Расстояние между ними сейчас 3м. Но по – видимому, ранее это были сплошные полосы писаниц. Камень на котором нарисованы изображения, выкрошился, выпал кусок, рассечен в ряде мест трещинами и перекрыт известняковым натеком.
Рисунки расположены на двух ярусах скалы, верхнем и нижнем, на уровне 1 – 2 м от уступов. На нижнем ярусе рисунки выполнены в технике граффити, резными линиями.
Всадник на лошади, у которой нет головы, а линия спины упирается в грудь животного, изображенного справа. У всадника в руке лук, на голове рожки. Сзади всадника нарисована в той же технике полная фигура животного, видимо лошади. В правой части рисунка находится треугольник со штрихами внутри и вертикальные линии – пучки. Потолок уступа над рисунком задымлен.
Изображены две антропоморфные фигуры. Левая – человек с согнутыми в локтях и поднятыми вверх руками. Ноги тоже согнуты в коленях. Человечек как бы присел или танцует. На ногах отчетливо обозначены развернутые в сторону ступни. Слева к руке человека примыкает развилка. С правой стороны к его руке примыкает прямая полоса, вроде палки.
Туловище фигуры треугольное, широкое. Обозначен признак мужского пола. На голове рога в виде развилки. Рисунок выполнен коричнево – красной краской.
Правая фигура имеет квадратное туловище, пересеченное длинной вертикальной полосой. Ноги широко расставлены в стороны, левая нога загнута вверх крючком. Руки, видимо были подняты кверху, голова небольшая, круглая. Ниже – фигура в виде «петли».
Эти писаницы изучил и описал этнограф А.П. Окладников в своей книге «Петроглифы средней Лены».
В ходе своих исследований мы обнаружили писаницы в местности «Уйбан осбуоhа» (фото3), о которых не было упомянуто в книге А.П. Окладникова «Петроглифы средней Лены». Писаницы находятся в двух местах на скале у самого села Едяй. Высота скалы около 10 – 12м. Первая композиция находится в правой части скалы на высоте 1,8м от подножья скалы, ширина 1,5м (фото4, рисунок 1). Рисунок состоит из нескольких рядов фигур, рисунки выполнены бледно красной охрой. Сохранность их удовлетворительно, рисунки сильно поблекли от времени. В центре рисунка находятся фигура, напоминающая лук со стрелой. Под ним, по нашим предположениям, фрагменты трех фигур животных. В самом верху и внизу – антропоморфные фигуры. Каждая из антропоморфных фигур имеет свою собственную характеристику, отличающуюся от других.
Первая антропоморфная фигура имеет туловище в виде вертикальной полоски. Руки согнуты. Широко расставлены ноги. На обеих руках дубинки. Голова округлая. Между ногами признак мужского пола.
Вторая фигура поясного характера, половинная. У него длинные, свешивающиеся вниз руки, прямое, узкое туловище.
Третья фигура – условная фигура, изображающая человека, под ней нарисована миниатюрная фигура животного.
Четвертая фигура имеет туловище в виде длинной волнообразной линии. Столбообразная голова совмещается с туловищем. Одна рука согнута, на другой руке палка. Ноги широко расставлены. По нашим предположениям эта композиция представляет собой сцену охоты.
Вторая композиция находится в левой части скалы примерно в 2м от первой композиции на высоте 1,5м от подножья скалы шириной 1м рисунки сильно выветрились. Композиция состоит из ряда фигур (фото 5, рисунок 2).
Первая фигура представляет собой видимо остатки антропоморфной фигуры. Рука поднята вверх. Ноги развилкой.
Вторая фигура – животное. Оно имеет две ноги, вытянутое тело, на голове рога или ухо.
Третья фигура – антропоморфная фигура. На голове ее три выступа – рога. Руки согнуты в локтях и подняты вверх (поза адорации) ноги даны развилкой. Отчетливо видно, что это существо мужского пола.
Четвертая и пятая фигуры, по нашим предположениям, представляют собой остатки изображения животных.
Шестая фигура – лось. Голова его массивная, опущена вниз. На ней торчат развилки рогов. Ног две. Тело животного грузное.
Во время изучения писаниц недалеко от скалы мы нашли гарпун, сделанный из кости. По нашим предположениям это предмет из жертвенника. Почему он оказался от скалы далеко можно объяснить тем, что во время паводка подножье скалы заливается водой. Это приношение свидетельствует о почитании писаницы охотниками.