О «музыкальном» элементе лошадиной упряжи – ошейнике с бубенцами.
|Сегодня в рубрике «PROмузей» мы расскажем о «музыкальном» элементе лошадиной упряжи – ошейнике с бубенцами.
Бубенцы на Руси были известны с древности и имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам. В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц, а также служили оберегом, защитой от злых духов. С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве – своеобразной шерстяной юбке у замужних женщин.
Широкое распространение как элемент упряжи бубенцы получили в середине XIX в., когда их стали надевать на лошадей вместо поддужных колокольчиков. Красивый звон колокольчиков всегда очень нравился людям, и они широко использовались в упряжи. Однако работникам дорожных станций стало невозможно заранее отличить приближение курьерской и почтовой упряжки от частной и вовремя приготовить смену лошадей, поэтому в 1836 г. Сенат запретил использование поддужных колокольчиков на частных экипажах.
Бубенцы формально не подходили под запрет, и на шеи лошадей стали надевать ошейники с укреплёнными на них гирляндами бубенцов. Такой ошейник (аркан, ожерелок) представляет собой кожаный, с войлочной прокладкой ремень, который застёгивался на пряжку и отделывался металлическими украшениями. На него крепилось от 5 до 15 бубенцов, но чаще всего – 7, 9, 11. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, под шеей лошади. Упряжные бубенцы изготовлялись теми же мастерами-кустарями, которые отливали поддужные колокольчики. Бубенец имеет корпус шаровидной формы с прорезями и глазками и отличается более слабым звуком, чем колокольчик, зато бубенцы можно подбирать по тональности и создавать гармоничное звучание. Ожерелок с бубенцами использовался в качестве элемента праздничной сбруи, как в сельской местности, так и в городах.
Когда запреты на применение колокольчиков были отменены, на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. Их совокупный звон способствовал весёлому, радостному настроению. Этот звон был по своему характеру совершенно неповторим и остался в музыкальной памяти современников под названием «ямской гармони».