Мама, папа, я. Какая мы семья.
|Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей во взаимоотношениях внутри семьи. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.
Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.
Ее развитие шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или нарисовать «свою семью» (В.Хьюлс), или «просто семью» (Е. Хаммер), или изобразить «всех членов своей семьи, занятых чем-либо» (методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса).
Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.
«Рисунком семьи» пользовались многие известные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и у отечественных психологов.
Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений, я хочу предложить вам интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой.
Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный малышом человек напоминает шарик с ручками и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище чадо начинает рисовать отдельно. Вот с этого момента и можно использовать тест.
И помните: не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, изобразить ли ему бабушку, скажите, что можно, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ластик — в изгнание.
Если ребенок сочтет рисунок «окончательно испорченным», просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».
Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент.
Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним понятна сразу. И тем не менее информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков («Почему ты не любишь младшую сестричку?»). Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, где кто.
Обратите внимание и на предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И малыш даже в чем-то прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам».
А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.
Если на картинке много предметов и мало людей, то это отнюдь не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности.
Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым?
Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического толкования рисунка семьи.
Хочу сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете несколько обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или вы не в состоянии интерпретировать рисунок вашего ребенка. Это не так. Соберитесь.
Прежде всего, у мам и пап возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от горизонтальной картинки? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором — «в ряд»? Как различить эти нюансы — «самый большой человек как самый любимый» и «самый большой человек как обладающий наибольшей властью»? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.
Единственный совет — не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь «увидеть» рисунок в целом. Что сразу же бросается в глаза?
Правильно — «большое»!
Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка они занимают, что значат для него их отношения. На рисунке видно, что для мальчика отношения с бабушкой стоят на первом месте. Маленькая подсказка: учитывая, что бабушка не только самая «большая», но и «выше» остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье еще и самое авторитетное лицо.
Далее посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто — ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. Так, на рисунке можно увидеть, что, по мнению девочки, самый главный в семье — телевизор.
Расстояние между персонажами — их психологическая дистанция. Кто ребенку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого чадо воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.
После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому герою надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.
Обратите внимание и на отсутствующих членов семьи. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: «Младшего братика я забыл нарисовать», а для «папы не хватило места». Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять — нет ли у малыша трудностей в общении с близкими людьми? Если «озвучить» чувства ребенка, это будет выглядеть примерно так: «Меня здесь не замечают» или «Мне здесь нет места». «Пионерами» в изучении загадочной детской души и психики стали как зарубежные, так и отечественные ученые. Так, швейцарский психолог Жан Пиаже описал особенности представлений детей о мире и исследовал развитие детского интеллекта. А отечественный психолог Выготский посвятил свою профессиональную деятельность изучению развития мышления и речи у детей. Ученик Выготского Эльконин занимался проблемами формирования личности ребенка. Это коротенький список, потому как многие, многие другие талантливые ученые посвятили детям всю свою жизнь.
У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная их функция: цепляться за маму, устанавливая с ней тесный контакт. И лишь пережив отрыв от матери, малыш открывает для себя другую функцию рук — функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются нормальные руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше.
Это означает, что ребенок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке — в сфере семейных отношений. На правой — вне семьи: в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.
Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, на рисунке 3 папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком.
Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой.
Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это, как правило, сигнализирует о каком-то детском страхе. Как вариант, боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.
Разрывы контура — тоже частый элемент рисунка. Чаще его можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны — восприимчивость к мнению социального окружения. С левой — податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке — податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, — недостаточный контроль над собственными влечениями.
>«А для чего тебе такие большие уши?»
Казалось бы, такие мелкие детали, как глаза, рот, уши, трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.
Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ: «Чтобы слышать!» Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а, прежде всего, критические замечания и мнение о себе.
Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нем говорят.
Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего, орган для нападения — чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. В то же время это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких родственников нарисованы еще большие уши, чтобы… слушаться.
Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же она появляется и что символизирует? Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.
Так что тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.
Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама!»
Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный герой мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.
Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи — самый «головастый».
>«Кто сидел на моем большом стуле?»
И еще несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они необязательно означают отсутствие эмоционального контакта с тем или иным членом семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.
Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи.
Так, на одном рисунке малыш изобразил три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.
Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.
Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.
А напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа — своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому, если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.
Опираясь на вышесказанное, родители могут научиться символическому толкованию рисунков.
Если в рисунке вам покажется что-то совсем уж неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» вместе с малышом в руки профессионала.
Удачи!