История Иркутско – Якутского почтового тракта
| История Иркутско – Якутского почтового тракта.
В 1698 году была создана Якутская городовая почтовая станция Иркутско – Якутского тракта. Еще царь Петр I утверждал, что для успешного освоения и изучения неизведанных земель необходима хорошо налаженная связь. Именно она положила начало строительству самого длинного в мире тракта – от Петербурга до Охотска, связующим звеном которого значился наш Якутск, он стал опорным пунктом нового тракта. Якутская городовая почтовая станция находилась от ближайшей Табагинской ямщицкой станции на расстоянии многих верст, по которым в зимний период мчались удалые ямщицкие тройки лошадей, оглашающие своим колокольным звоном окрестности. Ямщицкая служба в те далекие времена была суровой и очень трудной. Заселение отдаленных мест якутского края ссыльными крестьянами совершалось по инициативе царского правительства. Создание почтовых станций и ямщицкой гоньбы способствовало передвижению ссыльных и перевозке транспортной клади. Подавляющее большинство ямщиков состояло именно из крестьян – каторжан. Ссыльные ямщики и извозчики не имели права на свободное перемещение и смену места жительства в пределах почтовых станций Иркутско – Якутского тракта.
До XVII века Якутия жила в полной географической изолированности от большой земли. Служилые люди, пришедшие вслед за первопроходцами и в буквальном смысле, продиравшиеся через тайгу, о дорогах в далекий город Якутск не знали более 100 лет.
Иркутско – Якутский тракт проходил по левой стороне реки Лены по тайге, через притоки, по каменистому берегу – это была одна из самых длинных и тяжелых дорог Сибири с огромными расстояниями между станциями. На всем пути было расположено только 28 станций. В 1778 году их насчитывалось уже 36, а к 1917 году – 66.
В те далекие времена по казенному тракту в Якутск доставлялись царские указы, циркулярные письма, а из Якутска чиновники, служилые люди, воеводы, исправники, купцы связывались с Центральной Россией. По Иркутскому тракту ехали торговцы, казачьи отряды, воеводы, уголовники, сектанты разного рода (скопцы, духоборы, старообрядцы), ссыльные разных категорий, экспедиции, три поколения русских революционеров…
Вначале на тракте работали местные жители. На Олекме ямы обслуживали вилюйские, на остальной территории – хангаласские якуты. Свою повинность – перевозку почты – они несли бесплатно. Нередко ямщики – якуты, не выдержав, убегали, оставляя ямы и колдобины открытыми.
Эту проблему решили следующим образом: по высочайшему указу для содержания ямов между Якутском и Иркутском разгонщиками почты стали набирать крепостных крестьян из центральных губерний России, сибиряков, некоторых – принудительно и как повинность. Крестьяне освобождались от крепостного права, бесплатно получали землю и угодья. Сколько длилось исполнение этого указа, не известно (помещикам указывалось выделять из своих крепостных семьи крестьян для отправки в Сибирь). Тем временем в Иркутск прибывали все новые и новые семьи крестьян.
В ту пору для определения места установления почтовых станций между Иркутском и Якутском работала комиссия. Через каждые 15 – 30 километров (до этого расстояние между станками было больше) ставили столбы с номерами для будущих постоянных почтовых станций. Затем в Иркутске среди прибывших крестьян проводилась жеребьевка. Глава каждой семьи вытягивал бирку с номером, совпадавшим с номером на одном из столбов, установленным по тракту. Счастливчикам доставались места с низменными угодьями, такие как Кытыл – Жура, Булгунняхтах, Тиит – Арыы, некоторым везло меньше – им предстояло осваиваться в горах Ой – Мурана, Ат – Дабана, на крутой горе Еланка. Приезжим ямщикам разрешалось строить свои дома, иметь хозяйство, содержать скот, на выделенных землях садить огород, заниматься хлебопашеством. Последнее даже вменялось в обязанность наряду с разгоном почты. Отсюда и произошло слово «бааhыныйдар» — пашенные крестьяне.
Иркутско – Якутский тракт дал начало Вилюйскому, а также Верхоянскому, Колымскому трактам, другая его ветвь – это Аянский и Охотский тракты. По этим дорогам проходили казачьи отряды, собиравшие ясак, затем их сменили различные экспедиции исследователей северных земель, берегов Ледовитого океана. По этим дорогам русские люди доходили до берегов Северной Америки, Аляски. С открытием Амура эти трассы, как и Якутск, бывший некогда крупным узлом связи на Северо – Востоке Азии, потеряли прежнее значение. Впоследствии по северным трактам проходили этапы ссыльных, каторжан, начиная с декабристов и кончая узниками сталинских лагерей на Колыме. По этим дорогам пролегал и большой торговый путь через Якутск, Жиганск, Верхоянск, Колыму доходивший до Чукотки и Камчатки, интенсивно действовавший в зимнее время.
С тех пор, как говорится, утекло много воды и в буквальном смысле – по Лене – реке. Многое предано забвению, кое – что по архивам восстанавливается современными историками и краеведами.