На земле политой потом предков.

Малая Родина или большая- все это Родина, как ни зови.

 Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.

 Малая родина или большая, — все это Родина только одна.

 В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она…

 

Каждое российское село — большое или малое, как наше, имеет свою историю, которая созвучна с историей великой России. Наши предки в течение многих веков жили своими заботами, интересами, в тяжком труде добывали хлеб насущный, любили, растили детей, случалось, воевали, испытывали нужду, отмечали праздники, радовались щедрым урожаям, устраивали свадьбы, оплакивали умерших, старались сохранить для потомков самое дорогое — Родину.

Едей имеет богатую историю. В 50-е годы село разрослось из-за объединения ближайших деревень Харыйалаха, Ат-Дабана и Ой-Мурана во время укрупнения колхозов. В истории села есть удивительные страницы, где рассказываются о первых русских переселенцах-ямщиках, потомки которых теперь живут и здравствуют в селе Едей.Спустя 35 лет со дня возникновения почтового тракта образовались дополнительно и другие почтовые станции, в их числе Ой-Муранская.

Прогон между Тит-Ары и Синском составлял 52 версты, нужно было ехать около пяти часов при морозе 40-50 градусов и больше. Поэтому в 1778 году были вынуждены обосновать между ними станцию Батамай. Между Синском и Дюрой в том же году обосновали вторую станцию Ой-Муран.

Раньше станция имела название Ɵҥ-Мыран. Почему так? По легенде, Тыгын, остановившись на ночлег в этом месте, по утру проснувшись и увидев своего сытого коня, и прекрасные луга, воскликнул: «Ɵҥ да мыран!» И с тех пор, говорят старожилы, эта местность носила такое название, но с приходом русских оно изменилось, уже звучало на русский лад «Ой-Муран».

Многие потомки ямщиков и теперь хорошо знают, что их предки прибыли сюда из Ярославской губернии. Прибыл на эту станцию семья Филиппова Прокопия из Ярославской губернии, позднее семья Потехиных. До сих пор потомки ямщиков зовут друг друга по именам и прозвищам своих предков – Андрос, Фока, Шаканай, Меняк.

Как — то в нашем селе гостила группа научных работников из института языка и истории. Ознакомившись с историей наслега, они предложили хороший исторический материал  о первом переселенце – потомке ямщиков. Наши односельчане прекрасно знают о первом переселенце о Прокопие Филиппове, 1753 года рождения, имевшем 12 детей, потомки которых живут среди нас. В 1819 году своих сыновей, Романа и Федора, он поселил на станции Иситская, Степана в 1830 г. – на станции Малыканская, последний потомства не оставил. В 1858 по ревизским сказкам в семьях Филипповых были 42 незамужние дочери и 61 женщина. Уже в 1926 г. Ой-Муране было 51 хозяйство, жили 154 мужчины, 136 женщин, 290 детей.

Наши предки, прибыв на богатую землю Якутии, кроме основной работы – извоза почты, начали заниматься тем, что было ближе им – земледелием, огородничеством, заготовкой леса, дров, охотились, строились. По воспоминаниям Н.М. Филиппова, работа ямщика была такова: для извоза почты готовили две пары лошадей или еще больше. Почтальонами были русские люди. Ямщик должен был покормить и почтальона. Вместе с почтой возили и пассажиров, иногда и купцов. Они платили до Дюры 2 рубля, до Ат-Дабана – 1,5 р. Плату называли «прогонными» За скорую езду даже добавляли цену. Если проезжал высокопоставленный чиновник, то заранее сообщали о его приезде. За халатное отношение к своим обязанностям ямщиков били иной раз розгами.

До Советской власти в Ой-Муране был магазин, где долгое время проработал Филиппов Илья Семенович. По настоянию крестьян ямщиков Ой-Муранского селения была открыта начальное училище, где учительствовал ЛонгинНиклаевич Попов и дьяк Иннокентий Слепцов. Школа вначале была в доме Филиппова Михаила Михайловича, затем после раскулачивания Филиппова Романа Николаевича, в его большом доме. В Ой-Муранской школе проработали немало учителей таких, как Филиппов Дмитрий Алексеевич, Васильев Виктор, Соловьев Василий Георгиевич, Якушев Иннокентий Яковлевич, Ефремов Дмитрий Степанович, Строева Мария Николаевна и др.

В 1914 году грянула I мировая война и из Ой-Муранской станции были призваны ямщики. Филиппов Тимофей Фокич , Филиппов Егор Дмитриевич, Филиппов Дмитрий Федорович, Филиппов Илья Семенович, Филипповы Иосиф Артемьевич и Марк Артемьевич , Филипповы Алексей Афанасьевич и Федот Афанасьевич, Филиппов Михаил Михайлович,Филиппов Устин Петрович, Филиппов Петр Фокич, Филиппов Федот Афанасьевич, Филиппов Иосиф Артемьевич, Филиппов Семен Еварестович, Филиппов Михаил Михайлович.К сожалению не все имена участников той войны сохранились, старожилы села до сих пор помнят имя погибшего в той войне земляка , называют его «Солдат Сенька из рода Андросов».Из призванных Георгивским крестом был награжден Филиппов маркАртемьевич и дважды был награжден Георгиевским крестом Филиппов Егор Дмитриевич.

За первой мировой  войной началась гражданская война, участниками которой были и ой- муранцы. По воспоминаниям Варвары Петровны Филипповой в этой войне участвовал и ее отец – Филиппов Петр Кирсанович. Она вспоминает :» Отца забрали вначале как на службу в армию, но когда началась гражданская война , он стал красноармейцем, боролся с белобандитами. Геройски сражаясь с белобандитами , Петр Кирсанович погиб у с.Тулагино близ г.Якутска. Потом родители Пера Кирсановича ездили на могилу , поставили оградку.Остались сиротами две дочери и сын.

Второго участника гражданской войны  хорошо помнят многие наши односельчане и жители улуса. Это участник двух войн – гражданской и отечественной – Николай Матвеевич Филиппов, ушедший добровольцем служить в Красную Армию. Только спустя 1,5 – 2 года его демобилизовали по причине несовершеннолетия. Н.М.Филиппов умер в 93- летнем возрасте в г.Якутске и похоронен в родном селе . одна из улиц села названа его именем.

С приходом советской власти в Ой- муране начались перемены, стали образовываться колхозы. В 30-х годах в Ой- Муране были образованы ТОЗы( товарищества по обработки земли) «Труженик» и «Октябрь». В каждом было по десять хозяйств. В 1934 году образовался единый колхоз «Камень». Председателем был выбран Филиппов Роман Николаевич. Земли и скот объединили в одно общее хозяйство. В 20-30 –х г.г. в деревне прошло раскулачивание двух семей – Филиппова Алексея Федотовича и Филиппова Романа Николаевича. Первый после всего совсем обеднел, а второй сразу уехал в г.Якутск, позже говорят даже разбогател.

Ветеран войны Филиппов Виктор Петрович вспоминал о тех годах так :»Мои родители сразу вступили в колхоз , сдали в колхоз 2 лошади, быка со всем снаряжением. Ой- Муранский совет находился в Синске , советы подразделялись на русский и якутский. Вначале в колхозе была введена палочная система. Каждый выход на работу отмечали одной палочкой, несмотря на то , что сделал и сколько. Детям ставили полпалочки, потом решили перейти на трудодни – по выработке. По годовому отчету продукты выдавали авансом. Вначале жили неплохо. Получали доход зерном, мясом, маслом, так что излишки могли менять на товары, привозимые с Алдана. В колхозе был введен труд – минимум . это означало , что мужчина должен отработать 300 трудодней, а женщина – 250.»

Жизнь в колхозе шла совсем  неплохо, люди, объединив свои хозяйства , работали не покладая рук, получали неплохой урожай хлеба, огородных культур, построили зерносклады, склады для сельхоз техники, конюшню. Решили построить водяную мельницу, до этого была конная, для чего пригласили с Кытыл- Журы мастера – строителя Лотова Семена Семеновича. Строили сами жители Ой- Мурана – Филипповы: Виктор Васильевич, Петр Фокич, Семен Фокич, Афанасий Федотович.

В 1938 году состоялся призыв в армию, многие из Ой-Муранцев пошли служить, позже стало известно, что призванные Филипповы, Федот Львович, Петр Александрович, Егор Афанасьевич, Анатолий Львович стали участниками войны с Финляндией.

По воспоминаниям наших ветеранов, перед войной деревня Ой-Муран разрослась, было уже больше 80-ти хозяйств. Трудились, детей растили, но мирное время было разрушено неожиданной войной. Великая отечественная война явилась суровым испытанием для всей страны, каждого советского человека. То горькое славное время не забыть. Оно в нашей памяти, в нашем сегодняшнем дне, хотя ушло в историю.

Память о погибших – святая память каждого народа. Мы отдаем дань их мужеству и героизму . проявленному в сражениях за Отечество.

На фронтах Великой отечественной войны сражались целые семейные династии, призванные из сел и наслегов Якутии.

Так только из одной семьи ой-муранцев на фронт уходили по два, три и четыре человека.

Семейных династий , принявших участие в Великой Отечественной войне было очень много. Мы поведаем только о двух семейных династиях Филипповых из нашей деревни.

Хорошо помнят старожилы, что даже из одной семьи Филиппова Дмитрия Федоровича ушли на фронт четыре его сына – Василий, Михаил, Александр и Роман, а пятый сын Егор из-за несовершеннолетия остался с родителями переносить все тяготы жизни на своих детских плечах. Не вернулся из них один Василий, а остальные все возвратились с ранениями.

Филиппов Егор Дмитриевич участник трудового тыла.

В годы войны подростком работал в колхозе. В 1949 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Старший сын Филиппов Василий Дмитриевич родился в 1910 г.Призван 8.1941 г. Умер от ран 11.06.43г. Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы.

Второй сынРоман Дмитриевичродился в 1923 году. Призван на войну в 1943 году. Участвовал в составе 207 дивизии 598 стрелкового полка 1 батальона ,минрота82 м. с 1942 по 1943 гг.Демобилизован по ранению в 1945 году, о чем свидетельствует выписка с диагнозом :»Ранение обеих кистей рук осколком пули».Призван инвалидом IIгруппы.Умер в с. Едяй в 1984 году.Награжден медалью «За победу над Германией».

Третий сын Филиппов Александр Дмитриевичродился в 1914 году.

Призван на защиту Родины в августе 1941г. Участвовал в боях под Сталинградом. После тяжёлого осколочного ранения демобилизован в июне 1946 года. Инвалид ВОВ. Умер в 1953 года. Похоронен в с. Ой-Муран.

Четвертый сын Михаил Дмитриевич родился в 1919 году. На фронт призван в 1942 году.  Участвовал также в боях под Сталинградом. Считался убитым. Вернулся из госпиталя с ранением . Награжден медалями «За боевые заслуги «, «За победу над Германией»,»За оборону Сталинграда».

Вторая семья – это двоюродные братья  этой семьи Филипповых.

Филиппов Николай Матвеевич – участник Гражданской и Великой Отечественной войны. Награжден юбилейными медалями.

Почётный гражданин села Едяй. Его именем названа одна из улиц села Едяй.

Филиппов Матвей Матвеевич.

Участник Великой Отечественной войны. Награжден боевыми орденами и медалями «За отвагу», «За взятие Берлина».

Родился в станции Ой-Муран в 1910 г. Младший брат Николая Матвеевича.В 1943 году был призван на фронт с Горного района, где работал в системе «Холбос».С боями прошёл до Берлина. Был дважды ранен, но каждый раз возвращался в строй.Участвовал в штурме Берлина и разгроме остатков немецких  войск в Чехословакии.

Был награждён боевыми орденами и медалями, в том числе: «За отвагу», «За взятие Берлина. Умер в 1971 году в Красноярском крае (г.Черногорск). Там проживают двое его сыновей Владимир и Юрий Филипповы.

Филиппов Василий Матвеевич родился в 22 декабря в 1905 году .

Окончил 7 классов в 1938 году в г.Якутске. В ВКПБ с апреля 1942 года. Призван на войну в мае 1943 года . Воевал стрелком – пулеметчиком в составе 2-го железнодорожного полка белорусского фронта , затем прибалтийского фронта. Демобилизован в 23.06.1945г.

Награжден медалью «За взятие Кенигсберга», Орден Отечественной Войны», «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941- 1945 гг»  После войны работал финансистом, заведовал центральной сберкассой г.Якутска. В 1953 году награжден «Орденом Ленина». Заслуженный финансист республики. Умер в 1987 году , похоронен в г.Якутске.

Мы гордимся именами наших земляков-участников Великой Отечественной войны Филипповыми: Василия Семеновича, братьев Романа, Михаила, Василия и Александра Дмитриевичей, Виктора Петровича, Дмитрий Алексеевича – полковника, кавалера орденов Боевого красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны  II степени, братьями Павлом и Романом Афанасьевичами, Петром Семеновичем, Николаем, Василием Матвеевичами и другими. В тылу же, труженики Ой-Мурана сделали все, чтоб приблизить День Победы, женщины, старики и дети работали за отца, сына и брата, ушедшего на войну.    Война нарушила привычный уклад их жизни, перечеркнула надежды, разлучив с близкими , и обнаружила в их сердцах силу и решимость. Гнев и веру в завтрашний день.

Война – это суровая правда жизни, это горе, это трудности… А главное – это люди разных национальностей и возрастов, выдержавшие суровые испытания.

Трудно было и в послевоенное время поднимать и восстанавливать колхозное хозяйство. Нельзя не упомянуть наших ветеранов войны и тыла, чьими руками возрождалась ой-муранская земля: Филиппов Виктор Петрович, Филиппова Клавдия Ильинична, Филипповы Клавдия Дмитриевна и Петр Григорьевич, Владимир Афанасьевич, Михаил Матвеевич, Татьяна Тимофеевна, Елена Егоровна, Филиппова Софья Афанасьевна и многие другие.

Сеяли, пахали, убирали урожай, трудились на ферме, заготавливали лес, кроме этого зимой возили почту. Добрым словом вспоминают до сих пор ветераны тыла своего председателя колхоза Самсонова Петра Марковича. Герасимова (Филиппова) Клавдия Ильинична вспоминает о той военной и послевоенной поре вот такими словами: «Во время войны подростком я зимой работала в леспромхозе, летом на сенокосе, осенью на уборке урожая, на равнее с оставшимися в Ой-Муране с шестью стариками и четырьмя мужчинами-подростками (кто по состоянию и по возрасту не призванными). После войны с мужем Герасимовым Афанасием Петровичем по договору охотились на горнастая и на белку, а в летнее время косили сено на р.Буотама, где зимой ой-муранцы содержали лошадей. Трудное было время, иногда и урожай зерновых подводил. Но в конце войны уже получали неплохой урожай хлеба».

А по свободным вечерам и во время религиозных праздников любили собираться в каком- либо дому и устраивали вечорки, водили хоровод, отплясывали кадриль, пляску. И эта уникальная культура наших предков и теперь передается из поколения в поколение. В нашем селе до сих пор поют удивительно прекрасные, задушевные русские песни, водят хороводы, пляшут и танцуют забытую кадриль. Благодаря А.И. Калыткиной в 1984 году в селе был организован старорусский фольклорный народный  ансамбль «Вечорка».

Ленские ямщики были мужественными , талантливыми и жизнерадостными людьми. Несмотря ни на что , они сумели прижиться , перестроиться , и сегодня многие из их потомков по праву являются гордостью республики. Во всех отраслях народного хозяйства живут и трудятся потомки ямщиков  среди них много именитых ученых , докторов и кандидатов наук, учителей  и руководителей производства, простых тружеников , достойных предков  Ой- Муранцы гордятся своими земляками как кавалером Ордена Ленина Филипповы Василием Матвеевичем, заслуженным работником народного хозяйства республики Лепчиковой Александрой Николаевной, кандидатом социологических наук Филипповым Владимиром Петровичем, ветераном  РАН Филипповым Климентом Николаевичем, почетным радистом России Филипповым Валерием Дмитриевичем и другими.

В свое время реформы Хрущева  по ликвидации так называемых «непереспективных» деревень  докатилось и до ленских берегов . В целом по стране было уничтожено более 20 тыс. сел и деревень . В нашей республике исчезло в этот период 156 сел , в том числе и многие ямщицкие поселения . Люди вынуждены были покидать насиженные места и переезжать в укрупняемые населенные пункты . А как иначе – детей где-то надо учить!  Луга и пашни , с трудом отвоеванные у природы , остались без хозяина . Итог печальный : в результате различных социально- политических потрясений исчезли такие ямщицкие деревни как Тоен-Ары, Батамай, Ат-Даван, Ой-Муран, Чуран, Крестях, Еловка, Мархачан, Березовская, Неленская, Кочегарово и другие . Не много ли? Их давно вычеркнули из списка деревень, из документов и карт. Но никому никогда не вычеркнуть их из памяти и сердец истинных патриотов «ленской земли» , ибо жить без прошлого , без корней нельзя. Ведь только через уважение к Родине , где жили предки, можно привить человеку любовь к своему народу, к великой России.

В 50-е годы и перед ой-муранцами стал вопрос о переселении. Как бы жалко не было  расставаться с родной деревней, приказ вышестоящих чиновников был дан и тогда многие уехали кто куда. Оставшиеся перебрались в село Едяй. Вот так и закончилась жизнь почтовой станции Ой- Муран. Позже здесь ,в летнее время , колхозы и совхозы содержали сайылык. Теперь здесь также в летнее время содержит свой сайылык крестьянское хозяйство ГабышеваА.И..По инициативе Филиппова Александра Александровича, почетного гражданина Хангаласского улуса и земляков ,потомки ой-муранской станции построили в 2012 году часовню в дань уважения своим предкам.

7 июля этого года мы приглашаем всех своих земляков и гостей на народное гуляние «Здесь Родины моей начало» на бывшей почтовой станции Ой-Муран.                         

Сегодня только названия многих приленских деревень напоминают нам о том далёком времени , да живут в народе удивительные рассказы из жизни ямщиков . Каждая почтовая станция – это целая история со своими особенностями , героями , объединёнными единой целью – своевременно и исправно доставлять почту и пассажиров , не считаясь ни со временем , ни с погодой .

Длинна была дорога Иркутско – Якутского тракта. Сколько раз езжено по ней нашими предками – ямщиками  ! Сколько дум передумано , сколько песен спето , сколько мыслей рождалось под мерный звон поддужного колокольчика зимой и летом , в мороз и в жару!

Теперь многое изменилось в истории республики , настали другие времена.Сейчас нас окружают интернет , телефакс , сотовая связь. Ямская служба уже давно стала историей. Главное сегодня – не забывать нашего прошлого! Ведь утрата исторической  памяти ведёт к духовному и культурному обеднению человека.

Более двух с половиной веков добросовестно и честно несли службу государевы ямщики на р. Лене. Это наши предки , которые сыграли исключительную роль на судьбоносном этапе исторического развития Якутского края .Получилось так , что однажды ступив на эту землю , они так и остались здесь навечно .А корни , пущённые ими , растут и множатся. Мы должны помнить своих отцов и дедов с чувством законной  гордости за их добрые дела.

Сегодня мы говорим о деревне Ой-Муран в прошедшем времени, так как ее нет, она ушла из жизни навсегда. Но, в вашей памяти она будет жить вечно.

Малая родина — это не только природа в деревне и история , но еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни, традиции живущих, язык, вера, определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с ее солью.

Г.С.Макарова, главный библиотекарь

Едяйской сельской модельной    библиотеки- музея «Истоки»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *