Асекритовы — знатные люди

Братья Асекритовы
 
Благословенна земля хангаласская… Мощная и величественная ее природа создала себе под стать таких же людей, могучих физически и духовно. Именно такими были мои сородичи — жители села Едейцы бывшего V Мальжегарского наслега. Былинными исполинами казались мне в детстве представители старшего поколения славных едейских династий — Кировых, Самсоновых, Асекритовых. Да и фамилии одни как звучат: необычно, колоритно.
Одними из ярких представителей выходцев из села Едейцы были братья Асекритовы: Николай, Петр и Устин. Двоих первых своими почетными гражданами назвали Горный и Олекминский улусы, младший вошел в историю якутской науки как первый ученый геометр-якут. До сих пор студенты матфака ЯГУ считают своей честью принять участие в традиционном шахматном турнире памяти этого талантливого ученого.
Природный самородок
В семье Марка и Натальи (Кирова) Асекритовых, представителей самых древних местных родов, было четверо детей: сестра Марфа и трое братьев. После ранней смерти отца детей поднимала на ноги одна мать. Детство было голодным, холодным, полным лишений. Все заботы о семье легли на плечи старших детей. Родившийся в 1915 году Николай с раннего детства познал тяжелый физический труд: сеял, косил, поднимал целинные земли, сплавлялся по Лене. Как старший мужчина в семье, на чьи еще неокрепшие плечи легла ответственность за ее выживание, он даже не мог пойти в школу: эта привилегия досталась младшим братьям. Но наделенный от природы острым умом, тягой к знаниям, он первым из односельчан прошел ликбез и сам активно включился в кампанию по ликвидации безграмотности, разъезжая по другим селам и создавая учебные пункты.
Впоследствии многих его знакомых поражала энциклопедичность его знаний, глубокая эрудированность, он был известен как яркий трибун, великолепно владеющий родным и русским языками, слыл прекрасно образованным, остроумным человеком. Он обладал несомненным публицистическим даром, был непревзойденным стилистом, причем двуязычным, славился каллиграфическим почерком. Не зря до преклонных лет Николай Маркович был, как теперь сказали бы, «спичрайтером» первых лиц района.
Моя учительница русского языка и литературы, приехавшая в Бердигестяхскую школу после окончания ЯГУ, коренная горожанка, рассказывала мне потом, какое незабываемое впечатление оказало на нее выступление на августовском совещании учительства Горного района председателя райисполкома (по теперешнему, главы) Н.М. Асекритова. И очень удивилась, узнав от меня, что отец ни дня не просидел за школьной партой, пройдя, как говорится, жизненные университеты. Конечно, он впоследствии закончил Якутскую и Хабаровскую высшие партийные школы, но стать широко образованным человеком, дружившим с известными поэтами и писателями, ценившими его богатый духовный мир и высокую внутреннюю культуру, глубокий ум и искрометный юмор, ему помогли незаурядные природные данные. Как вспоминает сейчас К.И. Платонова-Башарина (вдова профессора Г. П. Башарина), преподававшая в свое время в Якутской советской-партийной школе, самыми яркими и способными ее учениками были братья Николай и Петр Асекритовы, восхищаться которыми она не перестает и по сей день.
Закаленный жизненными трудностями, привыкший брать на себя ответственность за других, лидер по натуре, Николай с юных лет пользовался авторитетом и уважением односельчан. Он стал одним из самых молодых бригадиров в колхозе, а в 23 года уже возглавлял общий отдел Орджоникидзевского райисполкома. Через два года, в предвоенном 1940 году, он был назначен секретарем исполкома райсовета. О многом говорит тот факт, что в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, в 1943 году Николая Марковича назначают зав. отделом по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и одновременно заместителем председателя исполкома райсовета. Это был воистину тяжелый крест, выпавший на долю 28-него еще совсем по сути молодого человека. Он с честью справился с этой трудной задачей и оказался в числе единиц, получивших личную Благодарность от Сталина за помощь семьям защитников Отечества.
Ему не было и тридцати, когда Совет Министров ЯАССР счел возможным доверить ему судьбу целого района, причем находящегося далеко от его родного Орджоникидзевского, и назначил председателем исполкома Горного райсовета. Связав свою судьбу в грозное военное лихолетье с Горным улусом, он до конца своей жизни хранил преданность и любовь к его жителям, жил их заботами, радовался их достижениям.
Самоотверженный его труд в годы войны и послевоенное время был отмечен медалями «За доблестный труд в период ВОВ» в 1946 году, «За трудовую доблесть» в 1947 и 1950 гг., «За трудовое отличие», медалью «Участника трудового фронта» и др.
Всю свою жизнь Николай Маркович Асекритов посвятил укреплению народного хозяйства республики, всегда был на переднем крае социалистических преобразований родной республики, отдавал все силы, ум и знания повышению благосостояния и улучшению жизни населения. Так, он долгие годы возглавлял Чурапчинский и Горный районы: был первым секретарем Чурапчинского райкома партии и председателем Чурапчинского райисполкома. Внес большой вклад в развитие Горного улуса, ставшего его второй родиной. На протяжении многих лет он работал председателем Горного райисполкома, впоследствии возглавлял исполком Бердигестяхского сельсовета. С его именем связаны первые крупные объекты здравоохранения, образования, культуры, транспорта в районе. При его непосредственном участии там впервые в республике была создана луго-мелиоративная станция (ЛМС), сыгравшая роль локомотива в повышении сельского хозяйства района.
Н.М. Асекритов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР, был кандидатом в члены ОК КПСС. С 1939 года по 1974 год беспрерывно избирался депутатом районных советов Орджоникидзевского, Горного, Чурапчинского райсоветов.
Николай Маркович был заслуженным работником народного хозяйства республики, Почетным гражданином села Бердигестях и Горного района. До 70 лет он работал на благо Горного района. Последняя должность его была инструктор общего отдела райсовета. Умер Николай Маркович в 1995 году на 81 первом году жизни. Прах его покоится в селе Бердигестях Горного района рядом с могилой верной спутницы его жизни, подарившей ему четверых детей, Александрой Михайловной, в девичестве Ивановой, также уроженкой села Едейцы.
Свято чтят их имена жители Горного улуса. Это были прекрасные люди, как по внешнему облику, так и по душевным качествам. Отец, Николай Маркович, несмотря на занимаемые им высокие должности, был очень скромным, простым и сердечным человеком. К нему всегда тянулись люди, даже когда он был уже в преклонном возрасте, отошел от дел, все равно приходили за советом, поддержкой и даже просто за добрым словом. Их дом всегда славился гостеприимством, открытостью. Так было и в Чурапче, где маму прозвали «Ойдоох Олоксоос», так было и в Бердигестяхе. Двери их дома всегда были открыты, как говорится, и увечным, и немощным, одиноким престарелым, всем, кто нуждался в помощи и поддержке. Кому только мама не помогала: и сбившимся с пути несчастным, возвращавшимся с мест не столь отдаленных, и отшельнику «Ардахтаах Арамаану», одиноко живущему в глухой тайге, и глухонемому сапожнику. А однажды она взяла шефство над воспитанницей детской вспомогательной спецшколы, приехавшей из Орджоникидзевского района: брала на выходные и праздники домой, угощала домашними пирогами, обшивала и наряжала. А была она мастерицей на все руки: шила даже мужские костюмы, меховые изделия, вязала, вышивала. Славилась она и своим хлебосольством, была искусной поварихой. Не было ни одного года, когда бы с нами не жили дети близких и дальних родственников, просто хороших знакомых, приезжавшие из наслегов в районный центр для окончания средней школы.
На всю жизнь мы запомнили чувство великого счастья, когда по возвращении с осенней или весенней охоты отца, заядлого охотника и рыбака, мама делила его добычу на много-много частей: сперва для всех соседей, затем для опекаемых ею стариков и старушек, и мы мчались по всему селу раздавать уток, зайцев, карасей, смотря по сезону, и видели благодарные глаза получивших гостинцы. Большего счастья тогда для нас не было. Вот так и воспитывали нас наши родители.
Мы своей матери благодарны еще и за то, что она привила нам на всю жизнь любовь и поклонение своей родине — селу Едейцы, острову «Харыйалаах», где проживали ее родители Прасковья и Михаил Ивановы. Когда мы были еще маленькими детьми, каждое лето увозила нас к ним из Чурапчи, Бердигестяха, а в те годы добираться дотуда женщине одной с маленькими детьми (отец всю жизнь летом не отдыхал) было очень даже нелегко. А мы всю зиму жили в радостном предвкушении встречи со сказочно красивым и щедрым местом на земле, добрейшими дедушкой и бабушкой, богатырями-земляками, синеглазыми певуньями-землячками. И до сих пор для каждого из нас нет земли обетованнее и прекраснее, чем ленские берега с каменными кручами и золотым песком.
 Мы, их дети, сами уже воспитываем детей, внуков, преданно служим избранному в юности делу. Старшая дочь, Светлана Николаевна, детский офтальмолог, врач с высшей категорией, сын Николай Николаевич работает в Объединении административно-хозяйственного обеспечения деятельности Президента и Правительства РС (Я), дочь Людмила Николаевна — заместитель главного редактора республиканской газеты «Забота-Арчы», тридцать лет трудится на ниве журналистики, младшая дочь Наталья Николаевна — методист Якутского государственного университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *