Писаницы на территории IV Мальжагарского наслега

Писаницы на территории IV Мальжагарского наслега
                                    
Введение
Писаницы – это своеобразные произведения первобытного искусства, выполненные на камне. Существовали два основных приема выполнения рисунка – красной охрой (окись железа) и путем выбивания рисунка на поверхности камня. Источником краски могли быть месторождения охры, известные во многих местах и территориях Якутии. Чтобы использовать охру для нанесения рисунков на скалах, куски охры предварительно растирали в порошок. Для этого использовали различные терки и пестики из камня, которые были найдены в древних поселениях Средней Лены. Судя по виду писаниц, краски растиралась весьма тщательно и наносилась на скалу ровным, тонким слоем в жидком и полужидком виде. Цвет краски на писаных скалах бывает то более темным, то более светлым, но он всегда относительно одинаков, ровен по густоте.
Искусство писаницы зародилось на базе многотысячного опыта. Смысл этого искусства очень глубокий, а образы наделены значительным содержанием. В рисунках запечатлены различные легенды, предания и мифы о происхождении рода, предков. Нередко рисунки носят явно повествовательный характер – это сцены размножения животных, картины охоты или просто отдельные рисунки зверей, птиц, рыб. Поэтому писаницы в целом отражают не только духовную, но и материальную жизнь. В них заложены в основном две большие идеи, волновавшие охотника – размножение животных, т.е. увеличение числа животных, от которых зависело благополучие родового коллектива и удачная охота. Эти две идеи красной нитью проходят через все писаницы. Скалы с писаницами были культовыми центрами. Рисунки наносились во время родовых праздников. Писаницы Якутии изучены хуже, чем другие памятники материальной культуры, в частности, стоянки каменного века, эпохи бронзы и раннего железного века, а также этнографические древности. Многие скалы с рисунками до сих пор не исследованы с должной тщательностью, а они, между тем, на глазах разрушаются под воздействием сил природы и человека.  
История изучения и методика исследования писаниц Якутии
Впервые писаницы реки Лены были упомянуты Г.Ф. Миллером в его знаменитом «Описании Сибирского царства», найденном в 1750 году. В специальном разделе книги, посвященном «сибирским писаным камням», он упомянул местонахождение древних рисунков на скалах, что находились в долине Верхней Лены между г. Верхнеленском и древней Качегой. В отличии от писаниц других сибирских регионов, которые впервые начали упоминаться в государственных записках 17 века, а затем стали исследоваться академическими экспедициями 18 века, наскальные изображения Якутии попали в поле зрения исследователей лишь в конце 19 – начале 20 веков.
В истории изучения наскальных изображений Якутии можно наблюдать резко выраженную неравномерность интенсивности их исследования в разные годы. Четко выделяют три этапа:
I. С 1880 – 1916 года, когда поиск писаниц характеризовался несистематичностью и бесплатностью; памятники эти описывались в самом общем плане, а документирование ограничивалось глазомерными зарисовками отдельных рисунков, что отражало полную неразработанность методики полевого изучения наскальных изображений.
II. С 1917 по 1938 года, когда более планомерные и высокие по научному уровню исследования писаниц велись немногочисленными специалистами; на этом этапе методика фиксирования наскальных рисунков продолжался оставаться примитивной, а полученные результаты удавалось публиковать, преодолевая значительные трудности.
III. Начался с 1939 года и продолжается до сих пор; для этого этапа примечательны исследования археологических экспедиций АН СССР, СО АН СССР и Якутский университет, в том числе специализированных групп, программа работы которых нацеливалась на поиск и изучение писаниц. Усилиями сотрудников этих экспедиций и отрядов были открыты новые писаницы.
Важный приоритет во введении в научный оборот наскальных изображений Ленского края принадлежит видному историку, этнографу и фольклористу, исследователю древней истории якутского народа Г.В. Ксенофонтову, который с начала 20-х годов приступил к основательной разработке сложнейшей проблемы происхождения якутов и возможных путей переселения их на Лену. В 1928 году Г.В. Ксенофонтов, как член экспедиции кафедры археологии и этнографии Иркутского университета, был командирован на родину в Якутию, для сбора материалов по якутскому фольклору и изучению дохристианских верований якутов. В его задачи входило также обследование археологических памятников. В скрупулезных изыскательских работах Г.В. Ксенофонтов отводил особое место поискам и изучению писаниц Якутии. Этой теме Г.В. Ксенофонтов посвятил специальный доклад, который был прочитан на заседании Археологической комиссии ВСОРГО, а затем опубликован в 1927 году, в виде краткого автореферата под названием «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа». В этой публикации были приведены также новые данные по отдельным среднеленским наскальным рисункам. Г.В. Ксенофонтов рассмотрел 9 писаниц, расположенных на левом берегу Лены, на участке от реки Кэтэмэ до оконечности скальной гряды Мохсоголлох – Хая (между населенными пунктами Тит – Ары и Покровск). Почти все рисунки здесь оказались выполненными красной охрой. Описанные в публикации наскальные изображения остались не датированными.
Ленские писаницы в 1935 году вновь рассмотрел, но теперь уже в лингвистическом и географическом аспектах, П.А. Ойунский – видный общественный деятель республики, признанный основоположником якутской советской литературы. В «Русско – якутском термино – орфографическом словаре» он, используя материалы Ленских наскальных изображений, предпринял попытку установить границы региона распространения тех рисунков, которые отражали, по его убеждению, древнеякутские языковые, а также иные явления, и рассмотрел их в совокупности. Это позволило ему поставить проблему генетических связей древне тюркских диалектов.
Конец 30-х начало 40-х годов ознаменовались качественным сдвигом в изучении древней истории народов Якутии. Этому способствовало принятие в 1939 году решение Совета Министров ЯАССР об организации систематических археологических исследований на территории Якутии. По инициативе Института языка и культуры при СНК ЯАССР и Института материальной культуры АН ЯАССР в тот же год была организована Ленская историко – археологическая экспедиция, которая приступила к полевым изысканиям летом 1940 года. С организацией Ленской историко – археологической экспедицией началось широкое и целенаправленное изучение наскальных изображений. Работой Ленской историко – археологической экспедицией руководил А.П. Окладников. Он в 1940 – 1946 годах обследовал значительную часть Ленского края, собрал ценные материалы по археологии, этнографии, фольклору и языку, повторно осмотрел ранее известные писаницы, открыл и исследовал новые местонахождения наскальных рисунков, впервые обнаружил и описал жертвенники с археологическими материалами. Результаты исследований наскальных изображений сотрудниками Ленской экспедиции были в разное время освещены в многочисленных публикациях.
В 50-е годы публикаций, посвященных открытиям и исследованиям писаниц Якутии, было очень мало, хотя поиск их на территории республики продолжался. Изучение наскальных изображений вело теперь новое поколение археологов (Пытляков, Федосеев, Николаев, Бернштом, Иванов).
С конца 50-х годов и с началом 60-х годов заметно активизировались поиск и изучение писаниц Якутии. Особенно плодотворно исследование по этой части велись на юге республики. Актуальной стала тема бережного отношения к памятникам духовной культуры, в том числе к писаницам,   которые нуждались в охране и восстановлении. Тревога за сохранность писаниц Якутии была не случайной. К тому времени многие исследователи стали отмечать, что из-за естественного разрушения скальных плоскостей, усиленного воздействия человека, многие наскальные изображения оказались безвозвратно утраченными для науки.
С конца 60-х и в 70-е годы Якутский университет возобновил исследования наскальных изображений Ленского края. В ходе изучения были открыты и скалькированы новые группы рисунков. Изучение писаниц открыто возможность для более полного представления относительно общего хода истории древних обитателей. Изучение писаниц производилось по следующей методике: выявленные рисунки калькировались, графически зарисовывались и фотографировались, а затем тщательно описывались в полевом дневнике. В начале 70-х годов в Якутском университете открылся Музей археологии и этнографии, по результатам шестилетней деятельности археологической экспедиции университета, по материалам собранных студентами и преподавателями университета за годы работы экспедиции.
80-е годы можно считать самыми результативными в изучении писаниц Якутии. Именно, в это время вышло в свет большое число публикаций, тема которых – поиск и исследование наскальных изображений республики.
В 1990 – 1991 годах издательство Якутского университета опубликовало в двух частях учебное пособие по археологии Якутии. В первой части рассматривается вопрос о зарождении и развитии первобытного искусства на территории Якутии. Он проследил взаимосвязь культуры материальной и духовной, представленной наскальными изображениями, от палеолита до позднего неолита. Вторая часть «Археологические памятники Якутии» рассматривает памятники Вилюя, Анабара и Оленька. Писаниц на севере Якутии, действительно, оказалось очень мало по сравнению с югом республики.
Наскальные изображения Якутии
Республика Саха (Якутия) расположен на Севре – Востоке Сибири, крайняя северная точка ее на материке – мыс Нардвик (740 северной широты; район Анабарского залива моря Лаптевых). Крайняя южная точка находится на становом хребте (550 северной широты; междуречье среднего течения рек Олемы и Идюм, бассейн Алдана). Западная точка Якутии расположена на 1500 восточной долготы (междуречье Лены и верховье реки Чары, бассейн реки Вилюй), с восточной – 1650 восточной долготы (междуречье малого Анюя реки Лельвергынан, в районе пос. Погындено). Территория республики протянулось с севера на юг на 2000км, а с запада на восток – 2500км. Общая площадь ее – 3103,2 тыс. кв. м. Территория Якутии по рельефу четко делится на три части: Западная, Южная и Восточная. Наибольшее количество писаниц открыто в Южной Якутии (таблица 1) и лишь 4 местоположения обнаружены пока за пределами этого района (таблица 1). В долинах рек Чары, Токко, Олекмы, Буотумы, Амги, Алдана и Средней Лены сосредоточены практически все памятники наскальной живописи Якутии, свидетельствующие о том, что именно этот участок издавна был заселен плотнее других.
Здесь широко распространен один вид писаниц, выполненных краской, техникой росписи, и это понятно: обнажения палеозойских известняков представляют наиболее благоприятные возможности с чисто технической стороны для нанесения писаниц краской. Они образуют ровные и обширные по размеру вертикальные плоскости, на которых не трудно разместить композиции и рисунки различного размера. Красная краска, которой выполнена подавляющая масса местных писаниц, ярко выделяется на желтовато – белом или сероватом фоне известняка. Красочные рисунки требовали меньше напряжения и времени, чем выбитые или резные, тем более что известняк обладает значительной твердостью. Кроме того, сама по себе техника росписи вообще представляла более широкие возможности для мастера, облегчая ему передачу различных, иногда довольно сложных сюжетов.
Использование обнажений известняка для нанесения писаниц, конечно зависело еще и от ряда особых местных условий, определивших почти полное отсутствие писаниц на правом берегу Лены. Правый берег Лены не имеет обширных терассовидных выступов, где можно было бы поставить жилище. Тем более не встречается таких площадок для жилья вдоль самой Лены (фото 1).
Левый берег Лены образует хорошо выраженные террасы различных уровней и обладает широкими ровными пространствами, удобными для обитания человека, на которых и в настоящее время расположены почти все населенные пункты Ленской долины (фото 2).
Горы правого берега покрыты мертвыми каменистыми осыпями или колоссальными скалистыми выступами причудливой формы.
Вдоль левого берега во многих местах обнаруживается превосходные обнажения известняка в виде отвесных стен с гладкими плоскостями различной величины, вполне пригодными для нанесения на них писаниц.
Таким образом, с одной стороны, общие геоморфологические условия левого берега Лены издавна способствовали концентрации населения именно здесь, а не вдоль правого берега Лены. С другой стороны, наличие наиболее удобных обнажений с обширными гладкими плоскостями обусловило то обстоятельство, что именно здесь, на левом берегу реки Лены, жившие поблизости древние обитатели Ленской долины, и оставляли на прибрежных скалах многочисленные рисунки – памятники своего изобразительного искусства, верований и быта. 
Периодизация писаниц Якутии
Один из самых трудных вопросов в археологии – проблема датирования наскальных изображений. Исследователи по – разному интерпретируют и датируют их, используя различные методы установления возраста и толкования смысла рисунков.
Нетрадиционный подход к интерпретации отдельных писаниц Якутии предложил А.П. Окладников. Он обратил внимание на разнообразие сюжетов и особенности стилистики рисунков. Этнографические параллели, сопоставительный анализ и изучение сюжетов якутской мифологии позволили ему датировать часть изображений эпохой неолита, бронзовым веком и средневековьем. Впервые на писаницах Якутии им было отмечены полимпсесты рисунков, выполненных краской охрой различных оттенков.
А.П. Окладников впервые систематизировал, классифицировал и частью датировал большое число среднеленских писаниц. Отдельные местонахождения он указал с определенными этапами древней истории Якутии, начиная от палеолита и кончая поздним средневековьем. В сущности, ему впервые удалось разработать своеобразную периодизацию наскальных изображений Якутии. Для определения возраста рисунков А.П. Окладников использовал материалы жертвенников, обнаруженных им у писаниц Суруктаах – Хая на Мархе. Найденные в нем неолитические изделия послужили главным доводом для датирования реалистически выполненных лосей эпохой камня. Лоси с писаниц Чуру датированы им неолитическим временем по материалам расположенной недалеко от писаницы неолитической стоянки. Все наскальные рисунки с шаманской атрибутикой он отнес к началу бронзового века.
Для раскрытия семантики и установления возраста наскальных рисунков помимо материалов жертвенников, святилищ и поселений также использовались результаты сюжетно – образного, стилистического и композиционного анализа писаниц, без чего должное восприятие первобытного искусства вообще невозможно. Проводились и сопоставления с хорошо датированными изображениями соседних территорий, а сами они классифицировались с учетом техники выполнения. Разумеется, особое внимание уделялось случаем налегания одних рисунков на другие. При истолковании образов и смысла их в отдельных случаях использовались этнографические параллели. Сопоставление наскальных рисунков, археологических и этнографических находок производилось лишь с хорошо датированными сходными материалами.
С тех пор большинство исследователей писаниц придерживались именно этой хронологической схемы (таблица 2). В последующем А.П. Окладников и А.И. Мазин уточнили ее, а для определения возраста использовали метод стилистического сопоставления рисунков со скульптурами, гравировками, орнаментами на сосудах, найденных при раскопках поселений и могильников.
Итак, в основе периодизации писаниц Якутии лежит разработанная А.П. Окладниковым в 40 – 60 годах, а затем дополненная А.И. Мазиным методика датировки памятников наскальной живописи, которая, по определению А.И. Мазина, заключает в себе следующее:
1.                 Определение времени по предметам, связанным с самими рисунками.
2.                 По объектам мелкой пластики, полученными в результате раскопок.
3.                 По аналогиям с наскальными рисунками в смежных районах.
4.                 По технике нанесения изображений на поверхность камня.
5.                 По перекрытиям одних рисунков другими, более поздними 
                       (полимпсест).
6.                 По особенностям размещения фигур на плоскостях.
7.                 По находкам из жертвенников, расположенных около писаниц.
Хронологическая схема, первоначально разработанная А.П. Окладниковым на материалах якутских и ангарских писаниц, применялось для датирования большинства наскальных изображений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Его методика определения возраста писаниц считается, по существу, общепризнанной и не вызывает возражений. Именно она использовалась также при изучении наскальных рисунков, открытых последние десятилетия на территории Южной и Центральной Якутии.
Писаницы на территории IV Мальжагарского наслега
Наше село расположено на скалистой горе. Эти скалы тянутся невысокой стеной вдоль реки Лена. На них в ряде мест имеются следы стертых и выветрившихся изображений. Писаницы встречаются в местностях около села Едяй, Ат – Дабан, Ой – Муран и речки Бачык. Здесь распространен один вид писаниц, выполненных краской, техникой росписи.
Около села Едяй на отвесной скале есть древние рисунки:
Рисунок 1. Горизонтальный ряд вертикальных полосок в количестве 9 (девять число священное!), их наносили, по – видимому указательным пальцем, размазывая краску тонким слоем, то накладывая ее гуще, то совсем легкими прозрачными слоями.
Рисунок 2. Две антропоморфные фигуры, расположенные рядом. На головах у них по три выступа – рога. Туловище правой фигуры в виде овала с вертикальной полосой посередине. Контур туловища левой фигуры не замкнут. Выполнены они грязно – малиновой краской.
Рисунок 3. Две фигуры животных. Сохранность краски хорошая, но сзади у большого животного отбит кусок скалы еще в древности, так как плоскость излома сильно выветрилась.
Рисунок 4. Лось голова его массивная, опущена вниз. На ней торчат развилки рогов. Ног – две. Тело животного грузное. Рисунок малинового цвета, затерт небрежно тонким прерывистым слоем краски.
Выше местности Ой – Муран на 3 – 4км, на левом берегу Лены, в 1,5 – 2 км ниже речки Мухатты, на высоте 40 – 35м от уровня Лены, в обнажениях коренного берега выступает горизонтальная скалистая полоса плотного известняка, живописно расчлененного вертикальными трещинами в середине ее, на высоте 1м от пола, находится группа рисунков, выполненных красной краской.
Рисунок 1. Слева четыре пятна, расположенных косой полоской. Выполнены светло красной краской, яркой и чистой по тону. Два из них сохранились отчетливо. Это почти дактилоскопические отпечатки пальцев. Выше прослеживаются следы рисунка. Далее слева направо следует группа изображений, тематически связанных, видимо, в определенную композицию. Первая слева фигура – человек с рожками в виде тройной развилки на голове. Туловище у него дано треугольником, вдоль которого посередине вертикально проходит полоска краски. Полоса эта изображает и голову и, кроме того, означает признак мужского пола. Ноги короткие, расставлены в стороны. Характерная деталь этой фигуры, кроме развилки на голове, — короткие вертикальные выступы на плечах. Рук нет. Правее находится вторая антропоморфная фигура, от которой уцелела только верхняя половина. У нее такое же треугольное туловище с продольной полосой посредине. На голове рожки. Рук тоже нет. Третья фигура крупнее других в два раза. Туловище ее также треугольное, разделенное по вертикали полосой. На голове рожки. Ноги расставлены в стороны, между ними признак мужского пола. Рука изображена одна, справа. В ней лук, направленный в сторону соседней фигуры лося. Лук выполнен густой по тону, свежей малиново – красной краской. Линии четки, уверенные. Мазки нанесены пальцами, сверху вниз. Рядом расплылось светло – красное пятно.
Рисунок 2. Последняя справа фигура в этой композиции – лось. Он малинового цвета. Идет как бы вниз по реке. Фигура очерчена контурной полосой краски. Туловище у лося овальное, на спине слабо выраженный горб. Голова крупная, с характерным расширением морды на конце. Под шеей видна кисть, на голове рога – развилкой. Ноги лося длинные, тонкие, изогнутые, заканчиваются «ступнями», как у человека. Так изображены копыта. Первоначально была сделана только одна пара ног малинового цвета. Позднее пририсовали еще две ноги, уже светло – красного цвета.
Рисунок 3. Крупная контурная фигура лося, идущего как бы вверх по реке. Сохранилась не полностью. У лося выпуклое брюхо, короткие ноги. На голове рожки или уши, под шеей традиционная кисть. Фигура лося пострадала от выветривания, и кроме того, кем – то недавно выбиты куски скалы с росписью.
Речка Бачык в 4км ниже Ой – Мурана. Она протекает в ущелье. В устье ее, особенно слева, высятся скалистые обрывы. Скалистая стена высотой около 25 – 30м сложена мелкослоистым известняком. Известняк серый, но в нем видны красноватые прослойки белого кальцита. Сразу за левым мысом речки скалы идут в два яруса. Верхний ярус с характерными навесами и ступенчатыми выломами. На одном таком выступе находится писаницы. Рисунки делятся на две группы. Расстояние между ними сейчас 3м. Но по – видимому, ранее это были сплошные полосы писаниц. Камень на котором нарисованы изображения, выкрошился, выпал кусок, рассечен в ряде мест трещинами и перекрыт известняковым натеком.
Рисунки расположены на двух ярусах скалы, верхнем и нижнем, на уровне 1 – 2м от уступов. На нижнем ярусе рисунки выполнены в технике граффити, резными линиями.
Рисунок 1. Всадник на лошади, у которой нет головы, а линия спины упирается в грудь животного, изображенного справа. У всадника в руке лук, на голове рожки. Сзади всадника нарисована в той же технике полная фигура животного, видимо лошади. В правой части рисунка находится треугольник со штрихами внутри и вертикальные линии – пучки. Потолок уступа над рисунком задымлен.
Рисунок 2. Изображены две антропоморфные фигуры. Левая – человек с согнутыми в локтях и поднятыми вверх руками. Ноги тоже согнуты в коленях. Человечек как бы присел или танцует. На ногах отчетливо обозначены развернутые в сторону ступни. Слева к руке человека примыкает развилка. С правой стороны к его руке примыкает прямая полоса, вроде палки.
Туловище фигуры треугольное, широкое. Обозначен признак мужского пола. На голове рога в виде развилки. Рисунок выполнен коричнево – красной краской.
Правая фигура имеет квадратное туловище, пересеченное длинной вертикальной полосой. Ноги широко расставлены в стороны, левая нога загнута вверх крючком. Руки, видимо были подняты кверху, голова небольшая, круглая. Ниже – фигура в виде «петли».
Эти писаницы изучил и описал этнограф А.П. Окладников в своей книге «Петроглифы средней Лены».
В ходе своих исследований мы обнаружили писаницы в местности «Уйбан осбуоhа» (фото3), о которых не было упомянуто в книге А.П. Окладникова «Петроглифы средней Лены». Писаницы находятся в двух местах на скале у самого села Едяй. Высота скалы около 10 – 12м. Первая композиция находится в правой части скалы на высоте 1,8м от подножья скалы, ширина 1,5м (фото4, рисунок 1). Рисунок состоит из нескольких рядов фигур, рисунки выполнены бледно красной охрой. Сохранность их удовлетворительно, рисунки сильно поблекли от времени. В центре рисунка находятся фигура, напоминающая лук со стрелой. Под ним, по нашим предположениям, фрагменты трех фигур животных. В самом верху и внизу – антропоморфные фигуры. Каждая из антропоморфных фигур имеет свою собственную характеристику, отличающуюся от других.
Первая антропоморфная фигура имеет туловище в виде вертикальной полоски. Руки согнуты. Широко расставлены ноги. На обеих руках дубинки. Голова округлая. Между ногами признак мужского пола.
Вторая фигура поясного характера, половинная. У него длинные, свешивающиеся вниз руки, прямое, узкое туловище.
Третья фигура – условная фигура, изображающая человека, под ней нарисована миниатюрная фигура животного.
Четвертая фигура имеет туловище в виде длинной волнообразной линии. Столбообразная голова совмещается с туловищем. Одна рука согнута, на другой руке палка. Ноги широко расставлены. По нашим предположениям эта композиция представляет собой сцену охоты.
Вторая композиция находится в левой части скалы примерно в 2м от первой композиции на высоте 1,5м от подножья скалы шириной 1м рисунки сильно выветрились. Композиция состоит из ряда фигур (фото 5, рисунок 2).
Первая фигура представляет собой видимо остатки антропоморфной фигуры. Рука поднята вверх. Ноги развилкой.
Вторая фигура – животное. Оно имеет две ноги, вытянутое тело, на голове рога или ухо.
Третья фигура – антропоморфная фигура. На голове ее три выступа – рога. Руки согнуты в локтях и подняты вверх (поза адорации) ноги даны развилкой. Отчетливо видно, что это существо мужского пола.
Четвертая и пятая фигуры, по нашим предположениям, представляют собой остатки изображения животных.
Шестая фигура – лось. Голова его массивная, опущена вниз. На ней торчат развилки рогов. Ног две. Тело животного грузное.
Во время изучения писаниц недалеко от скалы мы нашли гарпун, сделанный из кости (фото 6). По нашим предположениям это предмет из жертвенника. Почему он оказался от скалы далеко можно объяснить тем, что во время паводка подножье скалы заливается водой. Это приношение свидетельствует о почитании писаницы охотниками.
Заключение
По итогам своей исследовательской деятельности мы пришли к следующим выводам:
1.                 Обзор истории изучения писаниц Якутии показывает, что поиски, а также изучении их пророводились неравномерно и могут быть подразделены на три этапа: 1888 – 1916; 1917 – 1938; и с 1939 по настоящее время.
2.                 Результаты изучения писаниц Якутии позволяет сделать вывод о том, что они пока изучены хуже, чем другие памятники материальной культуры, в частности, стоянки каменного века, эпохи бронзы и раннего железного века, а также этнографические древности.
3.                 Общие геоморфологические условия левого берега реки Лены способствовали концентрации населения именно здесь, а не вдоль правого берега реки Лены.
4.                 Наскальные изображения в основном датируются по стилистическим особенностям, а также на основании типологических и этнографических параллелей. В отдельных случаях уточнить время рисунков позволяют материалы жертвоприношений, обнаруженных у писаниц.
5.                 В ходе нашего исследований были обнаружены писаницы в местности «Уйбан осбуоhа», о которых не было упомянуто в книге А.П. Окладникова «Петроглифы Средней Лены», а также материал из жертвенника. Изучив и проанализировав писаницы данной местности мы пришли к выводу, что рисунки первой композиции относятся к писаницам среднего неолита (III тыс до н.э.). Так как для антропоморфных фигур этого времени характерны столбообразные, лишенные шей головы, прямо посаженная на туловище. Конечности выписывались одной линией, как в нашем случае. А рисунки второй композиции мы отнесли к писаницам позднего неолита (II тыс до н.э.). Так как для антропоморфных фигур этого времени характерны головы увенчанные отростками выступами (рожками). В жертвенниках этого времени были обнаружены костяные изделия, как в нашем случае.
6.                 По итогам исследования мы составили карту – схему местоположения писаниц на территории IV Мальжагарского наслега (таблица 3).
Использованная литература
  1. Алексеев А.Н., Черосов Н.М. Археология Якутии, Якутск, 1990год.
  2. Алексеев А.Н., Гоголев А.И.,,,,, Зыков И.Е., Археология Якутии, Якутск, 1991год.
  3. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии, Иркутск, 1990год
  4. Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии, Новосибирск, 1994год.
  5. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Средней Лены, Л., 1972год.
  6. Шадрина Г.Е. Священные и памятные места Ханалас, Якутск, 2000год
 
Радык Григорий Юрьевич
                                                               ученик 10 класса
                                                   МОУ Едяйской средней общеобразовательной школы
Руководитель: Латышева Наталья Васильевна
         учитель биологии Iкатегории
        отличник образования РС(Я)
                                                  МОУ Едяйской средней общеобразовательной школы
2009г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *