На земле, политой потом предков. К 220–летию Ой-Муранской почтовой станции.

На земле, политой потом предков.

К 220–летию Ой-Муранской почтовой станции.

 Родина – это не только день сегодняшний, но это и наши корни, история нашего народа. Сейчас все мы стараемся докопаться до простых истин: кто были наши предки, какая наша родословная? Бесспорно, конечно, надо знать свои корни, историю своего края, села. Отрадно то, что сейчас повсеместно стали заниматься изучением своих наслегов. И село Едяй не отстает от этого доброго начинания. Например, наша библиотека больше 20 лет изучает историю своего села, ведется летопись села.

Едяй имеет богатую историю. В 50-е годы село разрослось из-за объединения ближайших деревень Харыйалаха, Ат-Дабана и Ой-Мурана во время укрупнения колхозов. В истории села есть удивительные страницы, где рассказываются о первых русских переселенцах-ямщиках, потомки которых теперь живут и здравствуют в селе Едяй.

Спустя 35 лет со дня возникновения почтового тракта образовались дополнительно и другие почтовые станции, в их числе Ой-Муранская в 1778 году. Раньше станция имела название Он-Мыран. Почему так? По легенде, Тыгын, остановившись на ночлег в этом месте, по утру проснувшись и увидев своего сытого коня, и прекрасные луга, воскликнул: «Он да мыран!» И с тех пор, говорят старожилы, эта местность носила такое название, но с приходом русских оно изменилось, уже звучало на русский лад «Ой-Муран».

Многие потомки ямщиков и теперь хорошо знают, что их предки прибыли сюда из Ярославской губернии. Прибыли на эту станцию семьи Филипповых, позднее семья Потехиных. До сих пор потомки ямщиков зовут друг друга по именам и прозвищам своих предков – Андрос, Фока, Шаканай, Меняк.

Как — то в нашем селе гостила группа научных работников из института языка и истории. Ознакомившись с историей наслега, они предложили хороший исторический материал  о первом переселенце – потомке ямщиков. Наши односельчане прекрасно знают о первом переселенце о Прокопие Филиппове, 1753 года рождения, имевшем 12 детей, потомки которых живут среди нас. В 1819 году своих сыновей, Романа и Федора, он поселил на станции Иситская, Степана в 1830 г. – на станции Малыканская, последний потомства не оставил. В 1858 по ревизским сказкам в семьях Филипповых были 42 незамужние дочери и 61 женщина. Уже в 1926 г. Ой-Муране было 51 хозяйство, жили 154 мужчины, 136 женщин, 290 детей.

Наши предки, прибыв на богатую землю Якутию, кроме основной работы – извоза почты, начали заниматься тем, что было ближе им – земледелием, огородничеством, заготовкой леса, дров, охотились, строились. По воспоминаниям Н.М. Филиппова, работа ямщика была такова: для извоза почты готовили две пары лошадей или еще больше. Почтальонами были русские люди. Ямщик должен был покормить и почтальона. Вместе с почтой возили и пассажиров, иногда и купцов. Они платили до Дюры 2 рубля, до Ат-Дабана – 1,5 р. Плату называли «прогонными» За скорую езду даже добавляли цену. Если проезжал высокопоставленный чиновник, то заранее сообщали о его приезде. За халатное отношение к своим обязанностям ямщиков били иной раз розгами.

До Советской власти в Ой-Муране был магазин, где долгое время проработал Филиппов Илья Семенович. Здесь уже существовала начальное училище. По сведениям старожилов в 1907 году была открыта школа I степени, где учительствовал дьяк Иннокентий Слепцов. Школа вначале была в доме Филиппова Михаила Михайловича, затем после раскулачивания Филиппова Романа Николаевича, в его большом доме. В Ой-Муранской школе проработали немало учителей таких, как Филиппов Дмитрий Алексеевич, Васильев Виктор, Соловьев Василий Георгиевич, Якушев Иннокентий Яковлевич, Ефремов Дмитрий Степанович, Строева Мария Николаевна и др.

В 1914 году грянула I мировая война и из Ой-Муранской станции были призваны ямщики. Филиппов Тимофей Фокич , Филиппов Егор Дмитриевич, Филиппов Дмитрий Федорович, Филиппов Илья Семенович, Филипповы Иосиф Артемьевич и Марк Артемьевич , Филипповы Алексей Афанасьевич и Федот Афанасьевич, Филиппов Михаил Михайлович.

К сожалению не все имена участников той войны сохранились, старожилы села до сих пор помнят имя погибшего в той войне земляка , называют его «Солдат Сенька из рода Андросов».

За первой мировой  войной началась гражданская война, участниками которой были и ой- муранцы. По воспоминаниям Варвары Петровны Филипповой в этой войне участвовал и ее отец – Филиппов Петр Кирсанович. Она вспоминает :» Отца забрали вначале как на службу в армию, но когда началась гражданская война , он стал красноармейцем, боролся с белобандитами. Геройски сражаясь с белобандитами , Петр Кирсанович погиб у с.Тулагино близ г.Якутска. Потом родители Пера Кирсановича ездили на могилу , поставили оградку. Остались сиротами две дочери и сын.»

Второго участника гражданской войны  хорошо помнят многие наши односельчане и жители улуса. Это участник двух войн – гражданской и отечественной – Николай Матвеевич Филиппов, ушедший добровольцем служить в Красную Армию. Только спустя 1,5 – 2 года его демобилизовали по причине несовершеннолетия. Н.М.Филиппов умер в 93- летнем возрасте в г.Якутске и похоронен в родном селе . одна из улиц села названа его именем.

С приходом советской власти в Ой- муране начались перемены, стали образовываться колхозы. В 30-х годах в Ой- Муране были образованы ТОЗы ( товарищества по обработки земли) «Труженик» и «Октябрь». В каждом было по десять хозяйств. В 1934 году образовался единый колхоз «Камень». Председателем был выбран Филиппов Роман Николаевич. Земли и скот объединили в одно общее хозяйство. В 20-30 –х г.г. в деревне прошло раскулачивание двух семей – Филиппова Алексея Федотовича и Филиппова Романа Николаевича. Первый после всего совсем обеднел, а второй сразу уехал в г.Якутск, позже говорят даже разбогател.

             Ветеран войны Филиппов Виктор Петрович вспоминает о тех годах так :» Мои родители сразу вступили в колхоз , сдали в колхоз 2 лошади, быка со всем снаряжением. Ой- Муранский совет находился в Синске , советы подразделялись на русский и якутский. Вначале в колхозе была введена палочная система. Каждый выход на работу отмечали одной палочкой, несмотря на то , что сделал и сколько. Детям ставили полпалочки, потом решили перейти на трудодни – по выработке. По годовому отчету продукты выдавали авансом. Вначале жили неплохо. Получали доход зерном, мясом, маслом, так что излишки могли менять на товары, привозимые с Алдана. В колхозе был введен труд – минимум . это означало , что мужчина должен отработать 300 трудодней, а женщина – 250.»

            Жизнь в колхозе шла совсем  неплохо, люди, объединив свои хозяйства , работали не покладая рук, получали неплохой урожай хлеба, огородных культур, построили зерносклады, склады для сельхоз техники, конюшню. Решили построить водяную мельницу, до этого была конная, для чего пригласили с Кытыл- Журы мастера – строителя Лотова Семена Семеновича. Строили сами жители Ой- Мурана – Филипповы, Виктор Васильевич, Петр Фокич, Семен Фокич, Афанасий Федотович.

В 1938 году состоялся призыв в армию, многие из Ой-Муранцев пошли служить, позже стало известно, что призванные Филипповы, Федот Львович, Петр Александрович, Егор Афанасьевич, Анатолий Львович стали участниками войны с Финляндией.

По воспоминаниям наших ветеранов, перед войной деревня Ой-Муран разраслась, было уже больше 80-ти хозяйств. Трудились, детей растили, но мирное время было разрушено неожиданной войной. Вновь проводили на фронт своих земляков – ой-муранцев, большинство из них не вернулись с войны. Хорошо помнят старожилы, что даже из одной семьи Филиппова Дмитрия Федоровича ушли на фронт четыре его сына – Василий, Михаил, Александр и Роман, а пятый сын Егор из-за несовершеннолетия остался с родителями переносить все тяготы жизни на своих детских плечах. Не вернулся из них один Василий, а остальные все возвратились с ранениями.

             Мы гордимся именами наших земляков-участников Великой Отечественной войны: Филипповых Василия Семеновича, братьев Романа, Михаила, Василия и Александра Дмитриевичей, Виктора Петровича, Дмитрий Алексеевича – полковника, кавалера орденов Боевого красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны  II степени, братьями Павлом и Романом Афанасьевичами, Петром Семеновичем, Николаем, Василием Матвеевичами и другими. В тылу же, труженики Ой-Мурана сделали все, чтоб приблизить День Победы, женщины, старики и дети работали за отца, сына и брата, ушедшего на войну. Сеяли, пахали, убирали урожай, трудились на ферме, заготавливали лес, кроме этого зимой возили почту. Добрым словом вспоминают до сих пор ветераны тыла своего председателя колхоза Самсонова Петра Марковича. Герасимова (Филиппова) Клавдия Ильинична вспоминает о той военной и послевоенной поре вот такими словами: «Во время войны подростком я зимой работала в леспромхозе, летом на сенокосе, осенью на уборке урожая, на равнее с оставшимися в Ой-Муране с шестью стариками и четырьмя мужчинами-подростками (кто по состоянию и по возрасту не призванными). После войны с мужем Герасимовым Афанасием Петровичем по договору охотились на горнастая и на белку, а в летнее время косили сено на р.буотама, где зимой ой-муранцы содержали лошадей. Трудное было время, иногда и урожай зерновых подводил. Но в конце войны уже получали неплохой урожай хлеба».

А по свободным вечерам и во время религиозных праздников любили собираться в каком- либо дому и устраивали вечерки, водили хоровод, отплясывали кадриль, пляску. И эта уникальная культура наших предков и теперь передается из поколения в поколение. В нашем селе до сих пор поют удивительно прекрасные, задушевные русские песни, водят хороводы, пляшут и танцуют забытую кадриль. Благодаря директору СДК А.И. Калыткиной в 1984 году в селе был организован старорусский фольклорный ансамбль.

Трудно было и в послевоенное время поднимать и восстанавливать колхозное хозяйство. Нельзя не упомянуть нынешних наших ветеранов войны и тыла, чьими руками возрождалась ой-муранская земля: Филиппов Виктор Петрович, Филиппова Клавдия Ильинична, Филипповы Клавдия Дмитриевна и Петр Григорьевич, Владимир Афанасьевич, Михаил Матвеевич, Татьяна Тимофеевна, Елена Егоровна.

В 50-е годы началось укрупнение колхозов, и перед ой-муранцами стал вопрос о переселении. Как бы жалко не было  расставаться с родной деревней, приказ вышестоящих чиновников был дан и тогда многие уехали кто куда. Оставшиеся перебрались в село Едяй. Вот так и закончилась жизнь почтовой станции Ой- Муран. Позже здесь , в летнее время , колхозы и совхозы содержали сайылык.

Уходят годы и от той почтовой станции почти ничего не осталось , кроме дачных участков , взятых потомками ямщиков. Хочется надеяться , что малая родина наших предков – деревня Ой- Муран возродится, будут и цветущие  урожайные поля и сытый скот разгуливать на лугах, строиться дома и бегать дети. Заканчиваю свою статью со словами поэта Н.Дмитриева :

Не исчезай мое село —

Твой берег выбрали поляны

И ты в него , судьбе назло ,

Вцепись своими тополями.

 

Г.С.Макарова

библиотекарь с. Едяй

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *